30 мая 2018 г.


<b>
Георгий Бурков

</b>
Актер Георгий Бурков (1933–1990) мечтал сыграть Дон Кихота и Гамлета. Но ему поручали роли комических пьяниц и недотеп, любимых народом за фразы вроде «Да я за машину Родину продал!». Бурков был неизменно органичен даже в эпизоде. Не понаслышке зная, что значит быть алкоголиком, он в блистательных комических миниатюрах воплощал собственный невеселый житейский опыт. «Он был гениальным артистом, потрясающим!» — под этими словами не раз игравшей с ним актрисы Валентины Талызиной могли бы подписаться тысячи кинозрителей.

Высшего образования у Буркова не было. Из-за дефектов речи он не смог поступить ни в один театральный вуз, что не помешало в 32 года попасть в одну из крупнейших трупп. За талант начальство прощало ему даже запои. Сам Бурков свою актерскую карьеру считал не слишком удачной. Он был убежден, что имеет право играть «только роли масштабные и годные для открытий». Получив очередное приглашение на роль алкаша, не отказывал, а потом оставлял горестные записи в дневнике. Тем благодарнее был Василию Шукшину, в «Печках-лавочках» и «Калине красной» которого сменил амплуа.

//////////////////////////////////////

Жил актер скромно, словно не замечая народной любви. Заработки тратил на книги. Читал все подряд – от Платона до Платонова. Мечтал снять кино, которое перевернет мир. После похорон в его бумагах нашли программу действий до 2001 года. Осуществить из нее удалось немногое. Однако сняться он успел более чем в 60 фильмах, включая такие всенародно любимые, как «О бедном гусаре замолвите слово», «Гараж», «Жестокий романс». Незадолго до смерти Бурков был утвержден на главную роль в экранизации «Москва–Петушки». Этот образ мог стать для него исповедальным, но не сложилось. Фильм так и не сняли: похоже, кроме Буркова, никто не мог воплотить замысел Венедикта Ерофеева.


<i>
  Смерть — пропасть. Нам кажется, что смерть у нас впереди. А она сбоку, она все время с нами. И каждый из нас в любое время имеет право на нее. Смерть — это не пропасть впереди, это пропасть рядом, сбоку, мы идем вдоль нее…

   Хроники сердца
Ничего вечного в жизни нет, кроме ее самой.

Я знаю, что умру, как все, что не буду жить вечно ни буквально, ни в переносном смысле. Обидно только, что опыт приходит к старости, когда нет уже тех сил и энергии, что в молодости. И самое грустное в том, что под старость поймешь, как по-настоящему жить нужно, а возможности «переиграть» нет. Будут ли люди когда-нибудь жить безошибочно? Вряд ли. Ведь опыт предков только частично помогает, потому что он не может забежать вперед, увидеть будущее, а будущее всегда несет в себе (хоть и мало порой) неожиданности. Жизнь всегда нова. Тем она и прекрасна: то, что мы переживаем сейчас, никогда не было раньше и никогда не повторится в будущем.

//////////////////////////
 <i>
   Типичная черта русского интеллигента: иметь в глубокой заначке на самый крайний случай либо самоубийство, либо разоблачительную книгу о нашей преступной жизни.

   Я человек и меня можно убить словом. И каждого живого человека можно.

   Стадная радость - это большее рабство, чем стадный страх.

   Люди ущербные хотят воспитать всех остальных на своей ущербности и сделать такими же ущербными.

   Нужно быть жестоким к себе, чтобы потом другие не были жестоки к тебе.

   Умный человек никогда не побоится скомпрометировать себя перед людьми серьезной беседой с общепризнанным дураком. Только человек, боящийся прослыть среди людей за неумного, будет избегать дураков. А раз он боится прослыть глупым, значит, у него есть на то основания.
<b>
Георгий Бурков

Комментариев нет:

Отправить комментарий