6 мая 2018 г.


✿═════════Ƹ̵̡Ӝ̵̨̄Ʒ═══════
•´´•..•<b>С днём рождения, </b>  ..``
✿═════════Ƹ̵̡Ӝ̵̨̄Ʒ═══════
<b>
Кама Гинкас! </b>
<i>
<u> Из вопоминаний Камы Гинкаса</u>
<b>
КАМА ГИНКАС: «НИГДЕ БОЛЬШЕ НЕ ВИДЕЛ ТОГО, ЧТО БЫЛО НА РЕПЕТИЦИЯХ ТОВСТОНОГОВА» </b>
***
Мне ужасно повезло. Обычно Георгий Александрович Товстоногов приходил к своим студентам от силы раз в два месяца – и вдруг стал посещать наши занятия постоянно. Наш курс получил счастливый шанс, которого не получал никто – ни до нас, ни после. Дело в том, что в это время в БДТ закрыли товстоноговский спектакль «Римская комедия», найдя в нем нехорошие политические намеки. В ответ на это Георгий Александрович перестал ходить в театр – принципиально и демонстративно. Поэтому уделил время нашему курсу.
 <b>
«Он с трудом терпел окружающих»
 </b>
Кроме этого периода, Товстоногов почти ничего нам не объяснял. Вообще, он довольно брезгливо относился к обучению сопляков-студентов – с его точки зрения, ему приходилось преподносить нам азбуку. Он не считал это нужным. И вообще этот человек, как мне кажется, с трудом терпел окружающих. У него был узкий круг довольно близких людей, с которыми ему было хорошо. Они соревновались в коллекционировании женщин. А все остальное – так… Артистов он любил, но любовью особой – как людей, которые способны сделать то, что он хочет. А кто не способен, того он не то чтобы не любил – тот просто тут же выпадал из обоймы. А иногда и из города.

///////////////////////////////////2
<i><b>
 «Можно восхищаться точностью расчета»
</b>
Товстоногов был воспитанником сталинской эпохи. Свою первую Сталинскую премию он получил за спектакль «Из искры…» по чудовищной пьесе о молодом Сталине. В ней есть сцена, когда все ждут Сталина, а тот не появляется. Причем ждут и на сцене, и в зале (в то время при виде вождя зал вставал и начинал овацию). Товстоногов гениально накаляет ожидание. Зал Театра Ленинского комсомола в Ленинграде, который сейчас называется «Балтийский дом», рассчитан на тысячу человек. Глубина сцены – огромная (метров пятьдесят). За сценой – вольер для декораций, а за вольером – длинный коридор. В общей сложности – почти стометровка. 
И вот в этой стометровой глубине открываются крошечные ворота, и из них появляется Сталин (молодой Евгений Лебедев). Он не спеша направляется к сцене, прекрасно зная, что торопиться некуда. Тысячный зал давно встал – овация началась, едва открылись ворота. А Сталин все идет и идет. Овация продолжается, возвышается, нарастает, в зале уже стоит стон! – ну, как не наградить молодого режиссера? Так сын расстрелянного человека получает Сталинскую премию. Фантастика. Если забыть, для чего все это делалось, можно только восхищаться точностью расчета. Режиссер ведь должен просчитывать воздействие спектакля на зрителя. С точки зрения режиссуры, это абсолютно гениально.

Это пример фантастических, сущностных уроков, какие Товстоногов преподносил нам по ходу работы, ничего не объясняя.
<b>
Информаторы
</b>
Спектаклями своих учеников Товстоногов не интересовался. Сведения о том, что происходит в театральном мире Советского Союза, он получал по телефону. Ночью. Эта информация была сугубо гэбэшного свойства – у него были информаторы.

///////////////////////////////3
 <i>
Одно время я долго сидел без работы. И вот наконец решился заняться самодеятельностью в «Военмехе». Там меня попросили написать о моих впечатлениях от последней товстоноговской премьеры. И я написал. Правда, кое-что в этом спектакле показалось мне недостаточно гениальным. Дело в том, что я обожествлял Товстоногова и считал, что бог не может делать ничего, что ниже божественного. Ну, и счел, что какие-то нюансы у этого небожителя вышли не совсем. Через некоторое время встречает меня мой близкий друг и однокурсник Сандро Товстоногов: «Слушай, что это ты там написал?» – «Где?» – «Да в газете. Что-то тебе не понравилось в последней премьере. Гога очень неодобрительно к этому отнесся». Только вдумайтесь: где «Военмех» – и где Товстоногов.
<b>
Товстоногов репетирует
</b>
Мне довелось работать во многих театрах, но нигде в мире я не видел того, что было на репетициях Товстоногова. Некоторое время я пытался добиться чего-то подобного в театре МТЮЗ, правда, примитивным детским способом – орал, визжал, пищал, кидался с кулаками на проходящих по коридору людей, требуя, чтобы они вели себя тихо. Тем не менее, они продолжали беседовать – негромко, но все-таки. Что было в БДТ? Надо сказать, что БДТ – это огромное здание, где работали и сапожники, и сантехники, и бухгалтеры, и администраторы, и режиссеры. Это три яруса с огромным фойе на каждом и бесчисленное количество мелких помещений. Когда Товстоногов репетировал, все вымирало. Было ощущение, что в театре никого. Товстоногов творит чудо. Это осознавали все.

////////////////////////4
 <i>
На репетиции иногда допускались студенты. Сидеть можно было только в последних рядах. Если не ошибаюсь, в девятом ряду сидел сам Товстоногов. Сзади него – люди, отвечавшие за звук, свет и технику. Он смотрел на сцену и, если было нужно, поворачивался к кому-то из них и что-то шептал. Те записывали или неслышно для окружающих передавали в микрофон. Сесть впереди не смел никто.

Товстоногов никогда не повышал голоса. Он говорил тихо, спокойно, но каждый, к кому он обращался, вздрагивал, потому что в зависимости от едва уловимой интонации понимал, чем чреват этот разговор. Ничем особенным – увольнением и все.

…Это было на репетиции спектакля «Горе от ума». Декорации уже находились на сцене. Среди них было креслице в стиле ампир. Товстоногов тихо обратился к кому-то. Спустя некоторое время наступил перерыв. На сцене никого не было. И даже Товстоногова, по-моему,  уже не было в зале. Вдруг выходит тетенька – реквизиторша или уборщица – и выносит креслице. А другое, как мне кажется, точно такое же, уносит. Каким-то образом она узнала, что это нужно, хотя  Товстоногов не кричал: «Мебельщики! Мебельщики! Где то кресло, о котором я вчера говорил?». Но самое поразительное – с другого конца сцены выходит другая тетенька и тряпочкой это креслице вытирает. Оно чистое, ей богу. Но то, что эти женщины могли сделать для театра, они сделали. Они причастились к искусству. И артист сядет в кресло, с которого снята якобы находившаяся на нем пыль.

• Полностью читать  http://www.teatral-online.ru/news/18309/
</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий