16 авг. 2018 г.

[]]]
 []]] []]] 
<i>
Мама вернулась из командировки в пять утра. Я знала, что она должна привезти мне подарок. Почему-то я была уверена, что она привезет огромную, в метр длиной куклу из папье-маше, изображающую туго спеленутого младенца — "пеленыша". "Пеленыш" продавался в маленькой нэпмановской лавчонке, множество которых располагалось в те годы внизу на Тверской улице.
Когда я обнаружила, что кукла не привезена, мною овладело такое отчаяние, какого, верно, не испытывал Николай Романов, потеряв престол Российской империи. Но самодержец переносил свое падение молча, а я огласила комнату визгливым воплем, перешедшим в продолжительный и оглушительный рев. Меня успокаивали, предлагали попробовать лакированный торт из сбитых белков — "кукурузу". Пытались влить в рот валериановые капли. Все было тщетно. Без "пеленыша" солнце не светило.
И тогда бабушка, надев пенсне и высокую, напоминающую цилиндр, черную бархатную шляпу, ни слова не говоря, исчезла из комнаты.
Как потом выяснилось из ее рассказов, она отправилась к владельцу лавочки, который жил возле своего скромного торгового заведения. Ей открыл заспанный старый еврей в нижнем белье и с всклоченной бородой.
— Что будет угодно мадам? — спросил он сухо, но с достоинством. — У вас кто-нибудь болен? Лекарствами мы не торгуем.
— Мне нужна вон та кукла, что у вас на витрине, — как всегда величественно ответила бабушка, поблескивая стеклышками пенсне.
— Но разве нельзя купить куклу в девять часов, когда проснутся люди и откроются магазины? — с удивлением спросил владелец лавочки. Бабушка чувствовала справедливость его слов, но отступать было поздно. Отчаянный визг обожаемой и единственной внучки стоял у нее в ушах.


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2<i>
— Я прошу вас продать куклу. Это необходимо. Можно заплатить дороже.
— Зачем же дороже? Если мадам так рано покинула свое ложе (он так и сказал "ложе", и это слово почему-то обидело бабушку) и посетила меня, значит кукла действительно необходима мадам. Прошу вас, пройдите к магазину, я сейчас.
Когда бабушка вернулась домой, я еще продолжала кричать, и маме оставалось только тихо сетовать на то, что так скоро окончилась командировка.
"Пеленыш" у меня в руках...
Наверное, это было непедагогично — идти в магазин в шесть часов утра, будить старого человека и покупать куклу. Но как передать то счастье, которое испытывала я, держа в руках прохладное, пахнущее клеем и масляной краской тельце куклы? Я прижималась мокрой щекой к ее безразлично-жизнерадостному личику, целовала малиновые щеки и глазки неистовой голубизны.
Как благодарна я бабушке за то, что она пренебрегла прописными истинами воспитания и доставила мне это счастье. Право же, иногда нужно забывать о педагогике и доставлять детям, да и взрослым, радость, — от счастья, а не от горя и поучений, люди делаются добрей и чище.
<b
Либединская Л. Б. Зеленая лампа. Воспоминания.</b М., 1966. С. 18-21.

Комментариев нет:

Отправить комментарий