)
((
(""""""")o
''''''"""""'''' <i>   <b>История любви
Геннадия Шпаликова и Инны Гулая </b>
Они встретились в Москве. Геннадий ШПАЛИКОВ и Инна ГУЛАЯ. Он —
москвич, поэт и сценарист, она — актриса. Оба молодые, красивые...
Только что с триумфом прошёл фильм «Я шагаю по Москве» по сценарию
Шпаликова (дипломная работа во ВГИКе). А шпаликовское стихотворение, сочинённое
для картины, стало культовым: «А я иду, шагаю по Москве» — радостный гимн
столице, молодости, надежде, жизни.
<b>
Когда засыпают памятники
</b>
Он был фантастически популярен в 60-е — невероятно обаятельный,
остроумный, весёлый, с гитарой через плечо и шампанским в авоське, везде
желанный гость, душа компании, настоящая звезда. «И самый хороший, и самый
умный, и талантливый, и полосатый, в полосатой рубашечке, и такой красивый и
любимый всеми девушками Москвы. Да и не только Москвы — других городов тоже» —
это всё хоть и в шутку о нём, но правда. А Белла Ахмадулина считала, что он
«особенно сияющ и рождён для радости».
Первой его женой была талантливая вгиковка и сценаристка Наталья
Рязанцева. Студенческий роман: компании, капустники, посиделки за полночь,
весёлые песни, прогулки по городу (ул. Арбат и Горького, Маяковка, Садовое и
бульвары, Патриаршие и Чистые пруды). Шпаликов любил раннее утро, «когда
просыпаются дворники и меняются постовые милиционеры», «когда засыпают
памятники», Пушкин и Маяковский, и пусты эскалаторы в ночном метро. И свою
девушку под дождём из фильма «Я шагаю по Москве», застигнутую грозой, вымокшую
и счастливую, с туфлями в руках идущую босиком по лужам, он тоже увидел на
улице.
-------------------------------------------------
2
Но по огромной влюблённости брак скоро, правда, без особых трагедий,
распался. «Мы ничего не сделали, чтобы жить вместе, держась друг друга, —
написал он потом в дневнике. — Так не получается, не выходит почти ни у кого…
и, может быть, следует на это плюнуть, потому что жизнь опровергает все самые
лучшие душевные союзы, а ещё чаще они сами распадаются…» Но распался и его
второй звёздный брак — с Инной Гулая. Даже среди сонма московских кинокрасавиц
она выделялась чем-то помимо красоты -особым светом, нежностью, лучистостью.
Некоторым она напоминала ангела. Да и на экране это чувствуется. В «Тучах над
Борском», где её героиня, молоденькая, чистая, ясная, попадает в секту. И в
главном её фильме «Когда деревья были большими» (режиссёр Лев Кулиджанов), где
она играла Наташу.
<b>
Лекарство, не умеющее лечить
</b>
Сошлись два человека, и впереди, казалось, их ждало только счастье,
так много было им дано и так много обещала жизнь. Безбытность, безденежье?
Ерунда! То поколение умело жить свободно и счастливо и без гроша в кармане. Но
у Шпаликова появились серьёзные проблемы — цензурные запреты. Фильм Марлена
Хуциева «Застава Ильича» по его сценарию был изувечен. Возмущался публично сам
Никита Хрущёв! Шпаликов присутствовал на том собрании, сидел и улыбался, чем
ещё больше раздразнил вождя. Но у «идейно незрелого» героя тогда как раз
родилась дочка Даша, и он в своё оправдание простодушно попросил аудиторию… ему
поаплодировать! Что и было проделано. И вождь смягчился.
У Шпаликова с ранних лет было своё «лекарство от стресса» — поначалу
застолья и компании, и это состояние «навеселе» только в радость. И ему, и
окружающим. Но постепенно «лекарства» стало требоваться всё больше, а состояния
радости оно приносило всё меньше.
-----------------------------------------------
3
После стремительного взлёта в кино — простои,
запреты, безденежье и долги, творчество «в стол», хотя писал он до конца жизни
много и очень хорошо — и сценарии, и стихи. Но сценарии больше не становились
фильмами, стихи не собирались в сборники. А единственный его режиссёрский опыт
— фильм «Долгая счастливая жизнь» с Инной Гулая в главной роли и с Кириллом
Лавровым — никакого успеха не имел и прошёл незамеченным.
Название фильма не стало пророческим. То, что прочили Шпаликову и
Гулая -«долгой счастливой жизни» в кино, в браке и в судьбе, — не получилось ни
у него, ни у неё. Застолья-посиделки, теперь уже на пару, вдвоём, становились
опасными, вели к обострению отношений и без того непростых: ведь сошлись два
таланта, две яркие личности, два взрывных и порой неуправляемых характера.
Рождение дочки повлекло естественные проблемы, и не только бессонные ночи и
пелёнки — Инна не снималась(актрису не утвердили ни на Офелию в «Гамлете», ни
на Сонечку Мармеладову в «Преступлении и наказании»). Гену не привлекли к
съемкам. Начались ссоры, бесконечные выяснения отношений.
--------------------------------------------
4
Стихи Шпаликова (теперь изданные вместе с непос-тавленными сценариями,
а тогда непубликуемые) становились всё драматичнее. Дневники — тоже. Он уходит
из семьи. Праздника, которого они оба так ждали, не получилось. Жизнь, которая
казалась обыкновенным чудом, обернулась чем-то некрасивым, недобрым,
невыносимым. Он повесился на собственном шарфе в Доме творчества в Переделкине
1 ноября 1974 г.
Сегодня Геннадий Шпаликов, проживший на свете, прошагавший по Москве
ровно 37 «пушкинских» и «маяковских» лет, нуждается в подробном представлении,
в напоминании. Инна Гулая, так и не оправившись после потрясения, лечилась в
психиатрической больнице и, по предположениям, умерла, приняв смертельную дозу
таблеток, в 1990 г., в 49 лет.
Говорят, на сберкнижке у Шпаликова осталось два рубля. «Завещаю вам
только дочку — больше нечего завещать, — писал он в стихах, — всё, что на свете
осталось, я именем Даши зову». Даша Шпаликова, дитя любви с грустными глазами,
закончила актёрский факультет ВГИКа, снялась в фильме «Детская площадка».
Дальше о ней — лишь слухи, чаще не самые отрадные.
Такое вот неснятое кино.
http://www.aif.ru/culture/1943
Комментариев нет:
Отправить комментарий