17 нояб. 2018 г.


<b>Обвинение жертвы. </b>

После каждого поста о трагедии появляются комментарии класса «сама виновата». Это совершенно не удивляет: многие люди так защищаются от травматических переживаний (а сострадание – это смягченный вариант страдания). Кроме защиты от мучительного сострадания, такая позиция позволяет верить в то, что несчастья можно контролировать, и избавляет от тревоги. Логика обвинений жертвы строится на спасительной иллюзии: «Если с человеком случается плохое, значит, этот человек плохой, другой, чем я. А я, напротив, хороший, и поэтому я в безопасности». «Нельзя носить короткую юбку, нечего гулять по ночам, нужно смотреть, за кого выходишь замуж, нужно лучше приглядывать за ребёнком, детей надо правильно воспитывать» – этот набор реплик довольно велик, но однообразен.
Меня удивляет другое. В последнее время все чаще встречается ярость по поводу жертвы, которая смогла защититься. Девушки, отбившиеся от насильника, женщины, сумевшие вырваться из физической и экономической зависимости от мужа-истязателя, мамы, добившиеся увольнения учителя-садиста, даже потерявшийся, но счастливо найденный
 ребёнок – все эти кейсы вызывают некоторое число эмоционально-странных комментариев.

----------------------
2

 «Вот влип мужик, сама его спровоцировала, потом обобрала и ещё посадить хочет», «У вас всегда учитель виноват, куда она теперь пойдёт? А дети такие пошли, что с ними иначе не справиться», «Таких родителей наказывать надо, а не радоваться, что на этот раз все хорошо закончилось», «А чего-то она улыбается, кругленькую сумму на своём протезе заработала» (это об отрубленной руке). Такое впечатление, что здесь сквозит разочарование, вызванное нарушением договора, неправильным финалом: жертва должна быть слабой, беспомощной, и по самой своей роли ей положено быть успешно растерзанной. Защитившаяся, победившая, сильная жертва – это нечестно!
Какие психологические механизмы действуют в этом случае, я не понимаю. Требование драмы, организованной по утверждённому сценарию? Или страх, что исполнение правила «я хороший, со мной плохого не случится» не гарантирует защиты от этого «плохого», а требует дополнительных качеств: силы, стойкости, смелости – «а у меня этого нет, и вообще, так не честно»?

Комментариев нет:

Отправить комментарий