°°•●•°♡°•●•°° <b>Александр Генис</b>
Сегодня Джерому Дэвиду Сэлинджеру 100 лет
Когда Сэлинджер умер, я вспомнил, что он первым научил меня читать
книгу так, как будто ее не было.
Я не помню, сколько мне было, но никогда не забуду открытия:
литература началась сначала. Все, кого я читал до того, только притворялись.
Они делали вид, что пишут так, как люди говорят. Не зная другого, я верил
книгам. Например, главе «Мальчики» из «Карамазовых», которая была про меня. И
Оскару Уайльду, который писал про тех, кто мне нравился. И даже
«Человеку-амфибии», потому что он жил под водой, дышал жабрами и не говорил
вовсе. Мне казалось естественным, что литературный язык не имеет ничего общего
с человеческим.
Так оно, в сущности, и есть. Кому нужно, чтобы авторы писали так
же, как говорят их читатели? Зачем нужны книги, если они не отличаются от
жизни? Словесность для того и существует, чтобы сгущать речь в поэзию. Вся
литература — стихи, включая прозу. Чтобы мы этого не замечали, она норовит
самоустраниться и выдать себя за невинную. Отсюда — пушкинский Белкин и
лермонтовский Максим Максимович, помогавшие авторам симулировать безыскусность.
--------------
2
Этого приема хватает на одно поколение читателей, а потом
литературе надо начинать все сначала. Для нас такие книги написали
шестидесятники. Больше всего в них ценили сходство с натурой, неприкрашенное
жизнеподобие, за которое расстреливали их предшественников. С годами оно,
однако, сносилось. В книгах, как в театре, первой стареет интонация:
искренность кажется натужной, простота — выспренностью. Поэтому лучшие фильмы
той эпохи, вроде «Июльского дождя», я смотрю с выключенным звуком: кино
честное, но текст звучит непрошеной исповедью.
Сэлинджер, однако, остался там, где был: за оградой словесности.
Читая его, по-прежнему забываешь, что у книги есть автор. Каждый рассказ
кажется подслушанным, и не писателем, а тобой. И еще — в Сэлинджере угадывалась
непримиримая фронда. Причем бунтом была форма, а содержания не было вовсе. От
его прозы оставался вкус во рту: как будто ты только сейчас понял, что тебе
всегда врали.
Полностью читать https://www.novayagazeta.ru/articles/2010/03/12/4329-pishetsya-kak-slyshitsya?fbclid=IwAR20vWWZhpi-AbWOgYZMxrPB6jc6mImdQtklImZiEOuToqSbza_hdaLuReY
°°•●•°♡°
<i>
Будь у человека хоть миллион лет в распоряжении, все равно ему не стереть всю похабщину со всех стен на свете. «Над пропастью во ржи»
●
Мне надоело, что у меня не хватает мужества стать просто никем. «Фрэнни и Зуи»
●
Оттого что человек умер, его нельзя перестать любить. «Над пропастью во ржи»
●
Вовсе и не нужно быть особенно противным, чтоб нагнать на человека тоску, — хороший человек тоже может вконец испортить настроение. «Над пропастью во ржи»
●
Есть люди, которых нельзя обманывать, хоть они того и стоят. Джером Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
●
Ты уже достаточно взрослый, чтобы попытаться найти в себе хоть капельку доброты, когда тебе хочется кого-то уколоть. «Фрэнни и Зуи»
●
Никаких существенных перемен в возрасте от десяти до двадцати лет не происходит — и от десяти до восьмидесяти, кстати, тоже. «Фрэнни и Зуи»
●
<b>
Сэлинджер
Комментариев нет:
Отправить комментарий