3 мар. 2020 г.

.............................................
...........................................(˛. *˛)........^v^
.........................................(˛˛. *
 )
........…….….˛_Π_____. ..........(˛* ˛*˛* )
................/______/~
..............|.|
˛╬╬╬╬╬˛°.
|田田 |門|╬╬╬╬╬--╬╬╬╬╬--╬╬╬╬╬
   ▄   ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░  ▄  &emsp;  <b>Вера Соколинская </b>
<i>
«Все ненавидят Россию. И, в общем-то, есть за что. Сама не умеет жить и другим не дает. Конечно, конечно, виноваты, в первую очередь, вожди. Но расплачиваться-то придется народу. И что, что ожидает его, несчастного?" </i>Федор Абрамов
29 февраля 100 лет со дня рождения писателя-деревенщика Федора Абрамова.
Бедная крестьянская семья в Пинежье (Архангельская область, Родина моей бабушки), младший из 5 детей, родился в Гражданскую.
Когда гроб с телом отца стоял в избе, женщины, плача, просили Бога, чтобы он "малого прибрал", то есть Федю. Мать сурово возразила: "Не умирать родился - жить!" Тогда женщины решили, что "Степанида, видно, помешалась с горя".
Детство «ребячьей коммуны» - не дай бог. Косить научился в 6 лет.
Старшие после 3-4 классов пошли работать, семью кормить, младший – лучший ученик в школе, но в 7летку сначала не взяли - в первую очередь брали детей бедняков, а его сочли сыном середнячки (вдовы-то с 5 детьми!). По словам самого писателя, "это была страшная, горькая обида ребенку, для которого ученье - все" ( Потом, разобравшись, что середняцкое хозяйство было построено руками вдовы и малолетних детей, зачислили.
Отличник, стипендия им.Пушкина, без экзаменов на филфак ЛГУ.
В 1941 третьекурсник Абрамов уходит добровольцев на фронт, досрочно сдав экзамены, "чтобы "хвостов" не было".
Ленинградский фронт. Дважды ранен. Второй раз перебило обе ноги. Случайно обнаружен похоронной командой. В тот день от взвода в живых осталось несколько человек.

===== 2

Госпиталь: в блокадном Ленинграде, в здании того самого университета, где учился (здание истфака, - до чего все знакомо!)
Из блокадного госпиталя эвакуировали по Дороге жизни (в то время ее называли Дорогой смерти). Еще раз чудом выжил. Машина с детьми, ехавшая впереди, ушла по лед; машина с раненными сзади – тоже.
В 1948 с отличием заканчивает филфак и поступает в аспирантуру.
Время борьбы с космополитами, участвует в травле профессоров, Эйхенбаума, Гуковского - “за чистоту марксистско-ленинского литературоведения». Потом стыдился этого.
В 1958 опубликован первый роман “Братья и сестры”
Преподает советскую литературу в альма-матер. В хрущевскую оттепель опубликовал статью против лакировки положения дел на селе. Под угрозой увольнения из ЛГУ был вынужден каяться.
Затем годы травли и проработок. Не печатают, ругают, а он пишет.
А еще публицистика, выступления, дневники, путевые заметки с размышлениями.
Умер в 63 года, после 2 операций.
Похоронили на родине, рядом с домом, построенном его собственными руками.
Член партии, фронтовик, следователь СМЕРШа (после ранений заканчивал войну в контрразведке), советский писатель – понимал, что возможно напечатать, но почитайте дневники!!! И это до всякой перестройки и гласности. Все в разной степени шли на компромиссы, но лучшие не врали себе.
<i>
“Народ быдло. А русский народ вдвойне: всё простит. Знают, знают там эту присказку: все вытерпим, все перенесем, лишь бы войны не было. О, бараны бестолковые. Именно потому-то и будет война, что вы всё терпит”. - Федор Абрамов “О войне и победе”
«Снова и снова поражаешься: откуда только у русского народа взялись силы? Но вот извечная трагедия Руси: внешних врагов победили, а своих… А свои победили её».

===== 3
<i>
«27. IX.1975
И вдруг голос из 30-х годов – мягкий, украинский говорок. Семен Палабута. Все отбросил в сторону: приходите вечером в гости.
И вот посидели за столом, вспомнили 30-е годы, молодость…
У Палабуты раза три вскипали слезы на глазах, да и у меня, признаться, подступал комок к горлу.
Он все такой же добряк, этот Семен Палабута. Просто божий человек.
Разные были ребята в Карпогорах в 30-е годы. Но такого чистого, такого честного и незлобивого, такого по-хорошему услужливого не помню.
А уж его ли не катали, не молотили в 30-е годы! Лишенец, раскулаченный с юга, по всем спецпоселкам прошел, работа – где хуже, туда и его. А сколько унижений и оскорблений всяких претерпел!.. Гоняли, мытарили Палабуту, морозили на морозе, в Пинеге до самого ледостава заставляли с багром бродить, голодом, само собой, морили, на каждом шагу: гад, враг, не человек.
А началась война – кого первым на фронт погнали? Семена Палабуту. Воевал, пролил кровь за родину, после войны – половину жизни провел в госпиталях, на операционных столах. Казалось бы, зачерстветь, озвереть должен, возненавидеть всех и вся, а он – по-прежнему сама доброта, по-прежнему сердце его переполнено любовью к людям. И к советской власти – никакого счета. Что это? Индивидуальная особенность или славянская доброта и всепрощение? Семен Палабута – сила наша и сама красота, но он же и наше проклятие. Потому что они, Семены Палабуты, та питательная почва, на которой произрастают все злодеяния, совершавшиеся и совершающиеся на русской земле.» </i>
Из дневника Федора Абрамова

Комментариев нет:

Отправить комментарий