16 июн. 2020 г.

  [̲̅Ф][̲̅и][̲̅л][̲̅ь][̲̅м]... Ф】【И】【Л】【Ь】【М...   [̲̅ф][̲̅и][̲̅л][̲̅ь][̲̅м][̲̅.][̲̅.][̲̅.]

<b>
Юлий Николенко.  УЖЕ НИКТО СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ
</b>
Ровно сорок лет тому назад вышедший на экраны фильм "Москва слезам не верит" вызвал невиданный ажиотаж. Вряд ли в группе найдется человек, который не смотрел эту мелодраму. Смотрели все. Хотя... Сейчас даже в том, что он был в детстве-юности пионером или комсомольцем далеко не каждый признается. Но я помню, какие огромные многочасовые очереди выстраивались на подступах к кинотеатрам . Как же всё изменилось с тех пор! Даже жизненный пример режиссера этого фильма Владимира Меньшова, как подтверждение нынешнего, а впрочем и тогдашнего абсурдизма и сюрреализма.
После выхода картины на экран её создатели поначалу получили довольно прохладные отзывы как об упаднической по духу и довольно дешёвой мелодраме, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. Премия Американской академии кинематографических искусств и наук "Оскар" и огромный кассовый успех картины стали полной неожиданностью для кинематографического руководства и критиков. Владимир Меньшов не поехал на церемонию вручения "Оскара". В то время он был «невыездным» и попасть в Лос-Анджелес не мог в принципе. О том, что он получил премию, Меньшов узнал из программы "Время". Причём новость прозвучала в эфире 1 апреля 1981 года (церемония проходила 31 марта), и Владимир Меньшов счёл это за розыгрыш. Вместо него участвовал в торжественной церемонии и получал золотую статуэтку атташе по вопросам культуры посольства СССР в США"( из "Википедии"). По иронии судьбы в 1980-м Меньшов был "невыездным" из СССР, а сейчас стал "невъездным" в Украину.

===== 2


Оставляя "за кадром" убеждения и действия Владимира Меньшова, как человека, думаю многим будет интересно прочитать историю о нем, о выдающемся режиссере, создавшем такие жизнерадостные и прекрасные картины как "Москва слезам не верит" и "Любовь и голуби". И кстати о Меньшове-человеке тоже познавательная "информация к размышлению". Ниже текст журналиста Семёна Случевского:
<i>
"...Сегодня я – не про коронавирус, не про Верховную Раду и даже не про футбол. Нужен позитив. Кинематографисты старой школы рассказывали мне потрясающую историю. Режиссер еще не поставленного фильма "Москва слезам не верит" Владимир Меньшов принес сценарий тогдашнему генеральному директору "Мосфильма" Сизову.
Несмотря на свое происхождение "от сохи" и классическое тогда комсомольско-партийно-ментовское прошлое (дорос до генерала МВД СССР), Николай Трофимович Сизов успешно командовал самой большой киностудией страны 15 лет, после чего пошел на повышение – стал первым зампредом Госкино СССР.
К нему – типичному партийному выдвиженцу – как ни странно, хорошо относились кинематографисты с мировым именем: Тарковский, Хуциев, Смоктуновский и др. Почему? Он был просто умный. Когда надо, мог сыграть под мужика с матом-перематом, когда надо – "бомбил" под лучшего друга передовой интеллигенции. Он в самом деле защищал "наверху" тех же Тарковского, Хуциева, несмотря на сопротивление аппаратчиков ЦК КПСС, старался давать им работу.
Так вот, Сизов почитал сценарий "…Слезам не верит", вызвал Меньшова и говорит ему: "Сценарий мне нравится, будем включать тебя в ближайший производственный план". Меньшов был счастлив.
Неожиданно гендир киностудии спрашивает его: "Володя, а кого ты хочешь взять на главную мужскую роль этого Гоши?" Меньшов прямо смотрит начальнику в глаза и отвечает: "Вообще-то герой во многом списан с моей биографии, я сам начинал рабочим. К тому же, имею актерский опыт..."

===== 3
<i>
Сизов печально качает головой и говорит режиссеру: "Володя, посмотри на свою крестьянскую рожу, посмотри на мою такую же крестьянскую рожу. Разве мы с тобой в силах пробудить возвышенные чувства в усталой от быта и безденежья советской женщине – нашем главном зрителе?" Меньшов испуганно: "Если не я, так кто?!" Сизов: "Как, "кто"? Конечно, Баталов!" Меньшов: "Николай Трофимович, так Баталову уже за 50 лет, а герою – едва за 30". Сизов ставит жирную точку: "Баталов! Мы не прогадаем!"
И не прогадали..."( С. Случевский)

А вот интересно предугадать дальнейший сюжет этого фильма. Через сколько лет или даже месяцев эта сказка для взрослых закончилась бы в реальности? Что может быть общего у состоявшейся, успешной, обеспеченной женщины - директора фабрики (по нынешнему, крутая бизнесвумен) и запойным "мастером золотые руки", с далеко не идеальным характером, который к тому же намного старше её. Я думаю, что разбежались бы они быстро. Без печали и слез.
И еще. Кто помнит подобные свадьбы и подобные фаянсовые тарелки-портреты на коврах, как на кадре из фильма? Теперь всё по-другому. Но стало ли душевнее, искреннее, проще, человечнее? Глупый вопрос... Нет, конечно! Смотрит со стены московской(московской, Карл!!!) хрущовки из этого кинофильма с круглой тарелки Т.Г.Шевченко и взывает: "Обніміться ж, брати мої! Молю вас, благаю!" Хороший фильм, пусть и сказка...
Сейчас так не хватает красивых киношных сказок, чтобы посмеяться на них и поплакать, чтобы "ну така любов-така любов!" и печаль, чтобы вовсю кипели на экране страсти-мордасти!

В наш век искусственного меха
и нефтью пахнущей икры
нет ничего дороже смеха,
любви, печали и игры.
© Игорь Губерман

Комментариев нет:

Отправить комментарий