15 сент. 2020 г.

✔✔.

⠁⠂⠃⠄⠅⠆⠇⠈⠉⠊⠋⠌⠍⠎⠏⠐⠑⠒⠓⠔⠕⠖⠗⠘⠙⠚⠛⠜⠝⠞⠟⠠⠡⠢⠣⠤⠥⠦⠧⠨⠩⠪⠫⠬⠭⠮⠯⠰⠱⠲⠳⠴⠵⠶⠷⠸⠹⠺⠻⠼⠽⠾⠿⡀⡁⡂⡃⡄⡅⡆⡇⡈⡉⡊⡋⡌⡍⡎⡏⡐⡑⡒⡓⡔⡕⡖⡗⡘⡙⡚⡛⡜⡝⡞⡟⡠⡡⡢⡣⡤⡥⡦⡧⡨⡩⡪⡫⡬⡭⡮⡯⡰⡱⡲⡳⡴⡵⡶⡷⡸⡹

<i> «НЕОБХОДИМОСТЬ САМОГО СЕБЯ…»

Маленький грузинский городок Гори подарил миру не только одного из самых кровавых диктаторов 20 века, но и его полную противоположность - свободного мыслителя, философа европейского масштаба<b> Мераба Константиновича Мамардашвили.</b> Его жизнь - пример того, как, не подчиняясь обстоятельствам, можно стать человеком, реализовать себя. Таких людей всегда немного. Таким же свободным мыслителем, просветителем был и отец Александр Мень. Они с Мамардашвили из одной породы. Оба жили в стране, где все возможности свободного развития тщательно искоренялись. При этом оба сохраняли чувство удивительной внутренней свободы. Мамардашвили даже говорил, что обстоятельства, в которых он существует, способствуют философствованию, ведь это – «сознание вслух».


Мамардашвили был скитальцем. При жизни издавался мало, печатались в основном статьи, да и те от случая к случаю. Главные его труды не существовали на бумаге. Только циклы лекций, бесед как он их называл – о том, что такое сознание, о Канте, Декарте, Прусте и т.д., - записанные на магнитофон друзьями в разных городах страны. Из-за своих взглядов Мамардашвили приходилось постоянно кочевать, менять места работы. И умер он в аэропорту Внуково, ожидая посадки в самолет. Все его наследие осталось лишь на пленке. Как у Высоцкого. Мамардашвили тоже оказался одиноким бардом, певцом философствования, мировой культуры.

===== 2

Состояться как личность – вот одна из важнейших проблем философии, считал Мамардашвили. Цивилизация создает механизм, в котором такая возможность заложена. А если пути в цивилизованный мир закрыты? К тому же мы не желаем ничего в себе менять. В работе о Прусте Мамардашвили писал, что лень, страх, надежда, поддерживают в нас нежелание меняться. Они не мешают мечтать о материальных благах, о красоте, здоровье, процветании, других конкретных, практичных вещах… И только совсем немногие готовы пойти на все, даже вернуть Творцу билет, но сохранить в себе человека, совестливое, мыслящее существо. Пока несчастный Эдип считал себя невинной жертвой обстоятельств, он неуклонно шел по дорожке, проложенной роком, судьбой. Когда он, осмыслив свой жизненный путь, в трезвой памяти и рассудке, наконец, заявил, что принимает всю тяжесть ответственности за содеянное на себя, он прорвал замкнутый круг дурной бесконечности.

Способность мыслить делает нас личностью. Это та функция, ради которой мы оказались в этом мире. Если не исполнять ее, жизнь лишается смысла, мир становится другим.
Рождение личности, подчеркивал Мамардашвили, - наше второе, истинное рождение. Оно возможно только в лоне мировой культуры. Когда мы делаем свой выбор, решаем, как дальше жить, «мы целый мир, мировую цепь кристаллизуем позади себя».

Владимир Якименко

Комментариев нет:

Отправить комментарий