27 сент. 2020 г.

 ✔✔

 ۩۩๑๑۩۩๑๑۩۩๑๑۩۩๑๑۩۩๑๑۩۩๑๑

Поговорим об истории.
Нелегко понять критерии прошлого. К примеру, в XIX веке поступок жен декабристов, отправившихся в ссылку за мужьями, считался подвигом. А в XVIII веке это считалось долгом и исполнением клятвы, которую давали перед алтарем.
Дочь Петра Великого Елизавета, став императрицей, совершила переворот и арестовала всех главных вельмож предыдущего правления. Их отправили в бессрочную ссылку, а имущество конфисковали. И со всеми поехали жены. Тогда Елизавета решила сохранить дамам богатство и положение. Но графиня Екатерина Головкина объяснила за всех: «Ваше Величество, на что мне почести и богатство, если я не могу разделить их с другом моим милым. Любила мужа в счастье, люблю и в несчастье. Одной милости прошу у вас, Ваше Величество: быть мне с ним неразлучной!» И поехала с мужем в бессрочную ссылку на Колыму в ледяную голодную пустыню.
Свои первые уроки истории я получил, стоя под дверью. К отцу часто приходил соученик по Ришельевскому лицею Юрий Олеша. Отец и Олеша вели долгие разговоры, а я стоял под дверью и подслушивал. Несколько цитат из их бесед запомнилось навсегда:
«Я могу рассказать о таких дураках, кто судьбу человечества держит в руках. Я могу рассказать о таких подлецах, кто уходит в историю в белых венцах», «Хорошо было Ною: в его жизни был всего один потоп. Правда, потом пришел Хам, но ведь тоже всего один».
===== 2
<i>
Когда в 1995 году я закончил свою книгу о Сталине, улица гремела маршами: шла демонстрация оппозиции. И над нею впервые плыли портреты Сталина. Но история не добрая учительница, а злая надзирательница. Не поняли урока прошлого? Придется его повторить. Кто-то сказал: «Сталин не умер, он растворился в нашем будущем». Может, будущее настало? Может, пора готовиться к встрече? И ведь придет он не один. С ним другой нынешний любимец – Иван Грозный. Чтоб вдоволь насладились и лагерями, и опричниной.
Частый вопрос: Сталин – великий? Ответить можно словами английского историка о Кромвеле: «Великий! Конечно великий! Но какой злодей!!!»
Оледенения в нашей истории постоянны. Потому квалификация Держиморды у нас на высоте всегда. Искусство хлебороба, столяра и т. д. может исчезнуть на Руси, но умение «держать и не пущать» вечно.
Исторические сюжеты порой очень современны, ибо люди не меняются, они всего лишь переодеваются: тога, камзол, джинсы. Но сами остаются теми же, потому что движут ими все те же страсти: власть, похоть, деньги. И оттого рассказ о прошлом становится повествованием о настоящем и, что еще хуже, о будущем.
Я рассказываю об истории безо всяких записей, и иногда выступление длится четыре часа. Чтобы начать говорить, надо войти в состояние пушкинского импровизатора. Это состояние определил Станиславский: «Птица, чтобы взлететь, должна стать гордой». Выступление – это чувственный акт, зал должен быть в твоих объятиях. Я бы умер, если бы мне запретили говорить в этот момент. Когда почувствую, что потерял это состояние, тотчас закончу. Но пока огонь начинает жечь, если долго не встречаешься с залом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий