25 нояб. 2020 г.

 ✔✔

══════◆ ●
<i> 
УСТНЫЙ ВИКТОР ШКЛОВСКИЙ.

После смерти Володи Маяковского осталось два чемодана писем женщин к нему. Эти чемоданы забрала Лиля Брик, сожгла письма в ванной и приняла из них ванну.
**
Когда я был в Риме, мне сказали, что в здешнем университете висит мой портрет. Я не пошел проверять. А вдруг не висит?..
**
Моя телефонная книжка умирает.
**
В 1918 году в Самаре мне нужно было по некоторым обстоятельствам на время куда-нибудь скрыться. Эсеровские дела... Был один знакомый доктор. Он устроил меня в сумасшедший дом. При этом предупредил: только никого не изображайте, ведите себя как всегда. Этого достаточно...
**
Очень немногим известно, что во время голода именно
Л. Н. Толстому пришла мысль подбавлять в тесто (муки не хватало) патоку. Это давало возможность накормить большее число голодающих. Получился хлеб, который сейчас называется бородинским...
**
В Ленинграде долгое время работала в Библиотеке им. Салтыкова-Щедрина сотрудница, старушка по фамилии Люксембург. Полагали, что она еврейка. Однажды в отделе кадров поинтересовались — есть ли у нее родственники за границей. Оказалось, что есть. Кто? Она сказала: английская королева, королева Голландии... Дело в том, что я герцогиня Люксембургская... Поинтересовались, как она попала в библиотеку. Выяснилось, что имеется записка Ленина, рекомендовавшего ее на эту работу...

===== 2
<i> **
Вторая история: нищая старушка в Ленинграде. Нуждалась, одалживала по рублю. Тоже библиотечный работник. После ее смерти обнаружили среди тряпья завернутый в тряпицу бриллиант таких размеров, что ему не было цены. Выяснилось, что старушка - сестра королевы Сиама, русской женщины. Та в свое время прислала сестре «на черный день» этот бесценный бриллиант. Настолько бесценный, что нищая старуха не решалась его кому-либо показать.
**
Когда меня спросили, какие женщины мне больше нравятся, я ответил им сразу: виноватые.
**
Рукопись была настолько плоха, что не годилась даже для возврата...
**
У одной женщины спросили — от кого у нее ребенок. Она ответила: «Главным образом от Фадеева».
**
Мимо нашей дачи в Переделкино рысью пробежал Евтушенко, торопясь за границу...
**
Моя жена по каждому вопросу имеет два мнения, и оба окончательные, поэтому мне довольно трудно...
**
Я впервые напечатался в 1908 году. Устаешь от одной этой даты.
**
Это было, вероятно, в 1918 году. Как-то ночью мы бродили с Блоком по петроградским улицам и увлеченно разговаривали. «А вы все понимаете», — сказал мне, прощаясь, Блок. Странная вещь память. Она работает выборочно и не всегда удачно. Я запомнил эти слова Блока и унес их как хорошую отметку, полученную — совершенно не помню за что.

Публикация Иван Лакшин

══════◆ ●
<i> 

УСТНЫЙ ВИКТОР ШКЛОВСКИЙ - 2.
**
У лошадей не бывает инфарктов, потому что они никогда не выясняют отношений...
**
По разрешению Ягоды, с его письмом я ездил на Беломор, на свидание с братом, сидевшим в лагере. Письмо Ягоды сделало лагерное начальство очень предупредительным, за мной ухаживали. Когда я уезжал, спросили: "Как вы себя у нас чувствовали?" Огражденный от неприятностей письмом Ягоды, я ответил: "Как живая черно-бурая лиса в меховом магазине". Они застонали...
**
Наши обстоятельства можно сравнить с селедкой, завернутой в газету. Газета промасливается и начинает вонять. Тогда поверх этой газеты селедку заворачивают в другую газету. Та тоже промасливается и начинает вонять. Заворачивают в третью и т. д. А затем обнаруживается, что самой селедки вовсе и нет, а есть только промасленные и вонючие газеты...
**
Внук спросил у Кутузова, когда тот направлялся в действующую армию: "Дедушка, ты сумеешь победить Наполеона?" — "Победить не сумею, но попробую его перехитрить. У меня то преимущество, что я все знаю о нем, а он обо мне ничего не знает".
**
Я видел Распутина. Высокий, с окладистой бородой. Холодные серые глаза, необычного рисунка, какие-то прямоугольные. Умный колдун.
**
В Первую мировую войну мне вручал георгиевский крест генерал Корнилов. Хотел целоваться. А я не хотел. Подставлял щеку...


===== 2
<i> 
**
Когда-то я по заказу написал статью для «Правды». Критик Лежнев ,который ведал отделом литературы и искусства, статью очень похвалил и при мне начал править. Долго правил. Перечел и сказал: «Так. Теперь получилось говно. Но это еще не то говно, которое нам нужно». И продолжал править.
**
Мы привыкли мыслить монтажными кусками, вставляя их в свои рассуждения наподобие кирпичей. И редко проверяем правильность этих монтажных кусков изнутри.
**
Солженицын утверждает, что Февральская революция произошла оттого, что московский гарнизон не хотел идти на фронт, а октябрьская — оттого, что Временное правительство распустило полицию. Это просто невежливо.
**
Шайкович принес Горькому китайский сервиз. (Алексей Максимович собирал китайский фарфор.) Он посмотрел на сервиз, принесенный Шайковичем, и сказал, что это фарфор поддельный. Принес английский каталог. И там Ш. вычитал, что сервиз действительно поддельный, но что эта английская подделка под китайский фарфор — одно из самых ранних фарфоровых изделий в Англии. И что, не будучи китайским фарфором, этот сервиз совершенно бесценен как английский фарфор. Поблагодарив А. М. за это неожиданное открытие, Ш. удалился, унося свою драгоценность. А. М. не был на него в обиде, так как в свое время увел у него жену...
**
В Библии нет выражения "ложь во спасение", у Прудона нет — "собственность есть кража", а Чехов никогда не говорил про ружье, которое в последнем акте должно выстрелить.
**
Ночью я просыпаюсь и в темноте выдумываю свои ненаписанные книги. И я счастлив.

Публикация Иван Лакшин

Комментариев нет:

Отправить комментарий