28 февр. 2021 г.

 

⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚

 <b>  

Алексей Цветков

</b>  <i>

Вот тут некоторые задаются вопросом: эти садисты в космических прикидах - из какой ядовитой плесени они выросли? Неужели не читали Толстого и Достоевского? Ну не то чтобы уж прямо читали, но ведь в школе же им пытались что-то вдолбить. Другие объясняют озадаченным, что они, со своей столичной жердочки, плохо видят, какое дерьмо на самом деле скармливают пленным зверенышам в большинстве провинциальных школ. 

Эти другие действительно во многом правы, но проблема залегает глубже. Я бы назвал ее “Заблуждением Бродского” - лучше прозвучит по-английски, the Brodsky Fallacy. Бродский, если кто помнит, в своей нобелевской речи сказал, в похвалу литературе (цитирую сильно по памяти), что если человек читал Диккенса, у него не поднимется рука на убийство. Лично я из этого сделал вывод, что Бродский не читал Ивлина Во, у которого героя одного из романов удерживает в плену главарь бандитской шайки в амазонских джунглях, страстный поклонник Диккенса, и заставляет его читать ему этого Диккенса до посинения.

 

===== 2

<i>

Мне трудно судить, бытует ли Brodsky Fallacy в такой яркой форме в других культурах, все же это довольно русское. Но очень близкий урок - персонал нацистских лагерей смерти, вполне себе наслаждавшийся на рабочих местах музыкой Баха или Вивальди, прикрыв на закладке томик Гете или Шиллера. А может даже и “Метафизику морали” Канта. А эти шлемоблещущие и слыхом не слыхали о такой метафизике. 

Ни Толстой, ни Достоевский, ни Диккенс не переводятся непосредственно на язык морали, к ним нужен ключ. Преподавание в школе - это как преподавание египетских манускриптов исключительно по форме иероглифов, даже если оно достаточно дотошное. Вот этот начинается с птички, он у нас номер 7, а этот - с пальмового листочка, номер 11. И это все, что потребуют на экзамене. А чтобы вникнуть глубже, в голову надо вколотить Розеттский камень, но он и у училки в башке ни разу не ночевал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий