⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚⧚
Алексей
Цветков
</b> <i>
Вот тут некоторые задаются вопросом: эти садисты в космических прикидах - из какой ядовитой плесени они выросли? Неужели не читали Толстого и Достоевского? Ну не то чтобы уж прямо читали, но ведь в школе же им пытались что-то вдолбить. Другие объясняют озадаченным, что они, со своей столичной жердочки, плохо видят, какое дерьмо на самом деле скармливают пленным зверенышам в большинстве провинциальных школ.
Эти
другие действительно во многом правы, но проблема залегает глубже. Я бы назвал
ее “Заблуждением Бродского” - лучше прозвучит по-английски, the Brodsky
Fallacy. Бродский, если кто помнит, в своей нобелевской речи сказал, в похвалу
литературе (цитирую сильно по памяти), что если человек читал Диккенса, у него
не поднимется рука на убийство. Лично я из этого сделал вывод, что Бродский не
читал Ивлина Во, у которого героя одного из романов удерживает в плену главарь
бандитской шайки в амазонских джунглях, страстный поклонник Диккенса, и
заставляет его читать ему этого Диккенса до посинения.
===== 2
<i>
Мне трудно судить, бытует ли Brodsky Fallacy в такой яркой форме в других культурах, все же это довольно русское. Но очень близкий урок - персонал нацистских лагерей смерти, вполне себе наслаждавшийся на рабочих местах музыкой Баха или Вивальди, прикрыв на закладке томик Гете или Шиллера. А может даже и “Метафизику морали” Канта. А эти шлемоблещущие и слыхом не слыхали о такой метафизике.
Ни
Толстой, ни Достоевский, ни Диккенс не переводятся непосредственно на язык
морали, к ним нужен ключ. Преподавание в школе - это как преподавание
египетских манускриптов исключительно по форме иероглифов, даже если оно
достаточно дотошное. Вот этот начинается с птички, он у нас номер 7, а этот - с
пальмового листочка, номер 11. И это все, что потребуют на экзамене. А чтобы
вникнуть глубже, в голову надо вколотить Розеттский камень, но он и у училки в
башке ни разу не ночевал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий