28 апр. 2021 г.

 ✔✔

Вера Соколинская
 про сталинскую архитектуру

 ▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒

▒▒▄▄▄▒▒▒█▒▒▒▒▄▒▒▒▒▒▒▒▒

▒█▀█▀█▒█▀█▒▒█▀█▒▄███▄▒

░█▀█▀█░█▀██░█▀█░█▄█▄█░

░█▀█▀█░█▀████▀█░█▄█▄█░

████████▀█████████████

<b>  

Вера Соколинская

Про наш сталинский Рим </b> (#домики )

Вчера гуляли по совсем не экскурсионному району за Московским: Благодатная- Севастьянова.
Неожиданно много интересного в районе сталинок. Местами такая помпезность в камне — чистый Рим. У нас все разрушается ускоренно, на вид уже сойдет за древность.
Столько красот и изюминок! Времен архитектурных «излишеств». А арки-то какие, почти триумфальные — во двор.
И среди такого большого стиля втыкают просто большое нечто.
Все-таки ампир, как большой стиль империи, у нас цветет. И удивительно роднит с Римом (как пешеходные мостики каналов с Венецией).
Просто мы, думая о древнем Риме, имеем в виду вечность, акведуки и водопровод, форум, философию, понятие «гражданин», эталон портрета и синеву неба… А взяли из него децимацию, подачки плебсу «хлеба и зрелищ» (колизей — аналог нынешнего телевидения), рабство, проскрипции (то бишь «обвинение» - списки врагов народа, на которых объявлялась охота), триумф диктатора…
Да ведь и фашизм родом из Рима.
«Fascio», от которого «фашизм» - пучок, кулак - «Партия – рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак»; партия Муссолини - «союз борьбы» (так и хочется машинально добавить «за освобождение рабочего класса»). И то, что кулак создать ничего не может, только громить понятно; и наши «союзы борьбы» прямиком к «Моей борьбе» известного автора (недавно названного на 1-ом канале "смелым человеком").
Но вот архитектура величия впечатление производит.

===== 2
Бесчеловечная и бескрайняя империя (времени упадка), а вот архитектура, как фасад любой империи, потрясающа. Все наши ДК и Дворцы — чистое палладианство, эти площади для марширующих когорт, статуи обожествленных правителей, Венер да Гераклов только приодели в трусы и майки, ей дали в руки весло (или серп), ему— молот.
Ну, и фасции… символ римской власти, связки прутьев у итальянских фашистов, наши снопы колосьев. (Кстати, фасции перечислены в запрещенных символах фашизм, но красуются на гербе ФСИН:) Как и форма приставов слизана у немецких коллег- родство оно проступает невольно.
Сталинский ампир тяготел к Риму, как образцом нынешнему — Берлин (молодость, Штази:)
Вот только там камни и люди живут дольше идей и вождей, их берегут, а у нас наоборот. Новых настроят, нарожают, ни камней, ни людей, ни памяти — сочиняй, что хочешь, а вот за дремучие идеи держимся. Тут ничего не сносится, только подкрашивается.
Извините за долгое вступление, для меня очевидные параллели, но настолько на поверхности, что люди их не замечают. Бродский прочел в учебнике немецкого «фюрер Сталин» и прозрел.
Может, для нас так притягателен Рим именно тем, что он все это пережил, переварил, пошел дальше, что все империи временны, а искусство и город вечны? Что радость жизни однажды победит все любую борьбу?
Про домик, наконец:)
Целый микрорайон одного (большого) стиля, эпохи. Ни один дом не входит в достопримечательности, но как много интереснейших деталей! Насколько виден уровень архитекторов.

===== 3
Самый замечательный из вчерашней прогулки дом — с птицами и фонтанами дельфинов. 1950-51 гг.
А архитекторы-то какие: Гегелло (Большой дом, «Гигант», 1-ый мед., ДК Горького, жилмассив Тракторной) и Васильковский (Итальянский мостик, Семимостье, маяк парка 300летия — писала про него!!!
В 1950 Гегелло переехал в Москву (оставив Ленинграду около 300 своих проектов!), от конструктивизма до сталинского ампира, а птичек их достроили.
Больше всего удивили птицы (и дельфины). Уж никак они со сталинской архитектурой не ассоциировались. Ну, еще ладно голубь — мира, венки, снопы, звезды.
Мне птицы напомнили русский лубок, есть в них что-то сказочное, почти Сирин с Алконост; а в каменных дельфиньих фонтанах — римское.
Вычитала интересную гипотезу про птиц
Птицы “явно имеет сходство с традиционными еврейскими надгробиями./Что значит, не в теме я еврейских надгробий/
Не исключено, что это своеобразный результат "борьбы с космополитизмом". Многие художники еврейского происхождения в этот период остались без работы. А поскольку кушать им по-прежнему хотелось, некоторые из них (как, например, знаменитый Н. И. Альтман) устроились создавать эскизы для скульптурного декора. Впрочем, это только гипотеза.”

Комментариев нет:

Отправить комментарий