23 апр. 2021 г.

✔✔

 ⑊ ␥

<b>  

</b>  
<i>
ДАЛЬШЕ – ТИШИНА

«Идут старый и молодой, и молодой у старого спрашивает…»
Эту странную фразу со странной усмешкой любила повторять великая артистка немого кино Александра Сергеевна Хохлова.
Когда я в первый раз услышал, я очень удивился.
Тем более что Александра Сергеевна эту фразу мастерски оборвала.
Идут, мол, старый и молодой.
И молодой у старого спрашивает.
И вдруг стоп. Как будто выключили. Тишина.

- И что? – спросил я.
- Что – «что»? – переспросила Александра Сергеевна.
- Что он спрашивает?
- Кто?
- Молодой! – сказал я. – Это, наверное, анекдот?
- Наверное, – сказала она. – Это мне Пудовкин рассказывал.

***

А Пудовкин рассказывал вот что.
Пудовкин был на войне, в 1914 году пошел на фронт.
Вот, рассказывал Пудовкин, сидит он в окопе. Обстрел идет. А рядом солдат. Пожилой русский мужик лет сорока – Пудовкину-то было спасибо двадцать два. Пудовкин был студент-физик, а солдат – совсем простой человек, крестьянин. Вот солдат подмигивает и говорит:

- Слушай, парень, чего расскажу! – видно, какую-то байку рассказать собрался, чтоб не так страшно под обстрелом. – Слушай. Идут старый и молодой. И молодой у старого спрашивает…

И вдруг свист – осколок. Этому солдату полголовы сносит.

Стрельба, атака, немецкий плен, побег, возвращение в Россию.

И всё это время Пудовкин спрашивал всех встречных и поперечных:
- Идут старый и молодой, и молодой у старого спрашивает… Как там дальше?
Но никто не знал. Ни один человек.

***

- Да, сказал я. – Идут, значит, старый и молодой.
- Вот, - сказала Александра Сергеевна. – А молодой у старого и спрашивает...

Она показала обрыв и тишину, и коротко засмеялась.
Я тоже попробовал усмехнуться коротко и мудро. Но не получилось. Потому что я тогда был совсем-совсем молодой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий