7 июн. 2021 г.

 ✔✔

━━━━━━━━━━━━━━━

<i>

— Все это надо перешить, —

сказал портной, — ведь дело к маю.
— Все это надо пережить —
сказала я, — я понимаю.
И в кольцах камушки сменить,
и челку рыжую подрезать,
и в край другой себя сманить,
и вновь по Грузии поездить.
1973 г.<b>
Белла Ахмадулина


..`()´

╔═╗ ║...║ ╚═╝ &ensp;<b>Резо Леванович Габриадзе </b>(29 июня 1936 — 6 июня 2021) - тончайший xудожник, создатель всемирно известного Тбилисского театра марионеток, автор скульптур, украшающих Санкт-Петербург и Одессу (среди них - «Чижик-пыжик», «Нос майора Ковалева» и «Рабинович»), мастер книжной графики, писатель, прославленный режиссер, киносценарист... Светлая память.

<i> 

«Счастье невозможно поймать: как только вы его поймали - у вас в руках пыль от крыльев бабочки. Счастье ощутимо только в воспоминаниях...»

..`()´

«Что такое наше детство? Самое прекрасное в нем - температура от 38 до 40 - и вы не идете в школу, и мать стряхнула крошки с простыни, и холодная простынь, и вы спешите, прижимая книгу к груди, ложитесь и уходите куда-то... Божественный грипп моего детства! Сколько ты мне дал!
Вот я сейчас вспомнил. У моей бабушки были две кастрюли и одна крышка. О, эта крышка! Какое счастье доставила она мне в детстве! Эта крышка была рулем машины, на которой я путешествовал вокруг дома. Дворик – приблизительно десять квадратных метров. С тех пор я облетел мир, но такого полного пространства мира, какой был в этих десяти квадратных метрах, я не ощущал... Что там еще было, в этом дворе? Да, дерево ореховое и его кора. А эта кора – уже отдельный мир: там, в коре, были дороги, трассы, параллельные линии, пересекающиеся... Там были ущелья, по этим ущельям ходили муравьи, они встречались, а перед дождем куда-то исчезали... И голос бабушки из дома: «Не видишь, дождь уже начался?». Они – муравьи и бабушка – чувствовали это вместе, одновременно. И надо идти домой... И вот я сейчас подумал: я получил сцену тоже в десять квадратных метров. То есть сцена может быть больше, но я ее суживаю до этих десяти метров моего детства. И в них опять умещаются вся планета, дороги, история.»

..`()´
«...в жизни есть такие дороги, на которые, если пройдешь мимо, больше никогда не вернёшься. Подумай!»


Публикация Victoria Chulkova 

==== 3
<b> 
ГАБРИАДЗЕ

Фотография известная, но другой с ним не нашёл.
Тогда - в Одессе - и познакомились.
Сходясь, пошучивали.
Сидим где-то в кафе, на улице.
Он, горестно:
- Всё-таки, Миша, я очень тебе завидую, ты такой красивый.
Я утешаю:
- Что поделать. Но я, Резо, тебе ещё больше завидую, ты такой умный.
Он живо: - Да, очень. - Потом со вздохом:
- Как страшно допустить, что мы оба можем ошибаться...
РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ ГАБРИАДЗЕ
Мощный, нежный, безбрежный.
Ушёл...
</i>
<b>
Умер Резо Габриадзе! Еще один тяжелый день, еще одна потеря. Я горжусь, что мне удалось помочь Великому Человеку.</i>

Умер Резо Габриадзе, волшебник, создававший мир, из всего, что попадалось под руку. Спасибо тебе дорогой, и вечная память. Этой фотографии 27 лет. Многие, слава богу, еще живы.

У многих из нас в Одессе был друг - Борис Давидович Литвак, Боречка. Строитель и директор реабилитационного центра для детей-инвалидов. Его знала вся Одесса и еще полмира.
Резо Габриадзе был его близким другом.

Резо помог сделать в этом сказочном центре, Доме с ангелом, театр марионеток.

Как-то, стоя в эркере над головой золотого ангела и слушая, как Боря проклинал ворон, непрерывно строящих свои гнезда на ближнем платане, Резо вдруг изумленно простер к ним свои коротенькие ручки и вскричал: Боря, это же ты!

Резо все время играл и сочинял. Вернее, даже не сочинял, а смотрел одним глазом внутрь себя, где творился его сказочный мир, а другим - в небо, как бы ориентируясь по нему. Там, и только в там, в этом единственном высочайшем Кабинете, он получал инструкции.
И глаза поэтому были у него, как у Жванецкого (тоже близкого друга) к старости - разными. Один веселый, другой - полный слез.

Мы встречались в Одессе каждый год. Помню, как он шел по Пушкинской, и к его длинному пальто прицепился сзади какой-то легкий лоскут. И маленький Резо, ходивший всегда с немного разведенными в сторону руками и головой, поднятой, как было сказано, к Небу, - немедленно превратился в ангела.

Все оживало в его руках. О куклах я даже не говорю, в своем театре он был настоящим Демиургом, Создателем мира - "из каких-то деревяшек, из каких-то грубых жил". Все они трепетали, одухотворенные любовью и гармонией, все, Муравьи, и Вороны, и Паровозы - куда больше, чем многие живые люди...

===== 2
<i>
Но и все, на что падал взгляд его разных глаз, всё, чего касались его сильные короткие пальцы - всё становилось театром.

Однажды случайно услышал, как моя маленькая Верка попросила мороженого. Исчез, через несколько минут появился. Достал из пакета вафельный стаканчик с пломбиром. Верка просияла. Он запустил руку в пакет - еще один. Потом из кармана - еще один. Потом в шапочку, снова в пакет, и в другой карман, - и так, пока к общему хохоту, не завалил ее мороженым чуть не по уши.

Вообще он не был таким уж веселым человеком. Особенно к старости, когда тяжело болел. Был вообще-то склонным к печали. Как его влюбленный Ворон Боря из "Осени нашей весны". Поэтому такой свет исходил от его искусства - мягкий, божественный, сквозь кружево летних теней.

Нет, не искусства - мира. Где был Центр - его игрушечный Театр, собранный, как в мультфильме, из пестрых изразцов. Где висел над пропастью его игрушечный Дом - паровоз. Где хозяйничала на правах вечной любви его прекрасная, маленькая, кукольная жена по имени Крошка.

Думаю, именно такой мир можно создать на Небе.
Другой-то просто не имеет смысла.

<b>
Моя первая встреча с Резо Габриадзе не была отмечена особыми приметами. Она было до обидного будничной, если, конечно, пренебречь явной необычностью и даже праздничностью - для меня по крайней мере - пространственно-временного контекста этой встречи.
В 1992 году я был приглашен в качестве поэта-резидента пожить пару месяцев на вилле Вальдберта в городке Фельдафинг около города Мюнхена. Куда я и приехал в начале мая.
О том, как там все было, а также о том, что городок этот расположен на берегу озера Штарнберг, того самого, где то ли утонул, то ли утопился знаменитый баварский король Людвиг, обо всем это как-нибудь в другой раз, только не забудьте напомнить.
А сейчас мне хочется вспомнить о том, как сразу же после моего заселения в эту самую Вальдберту, я отправился в местный продуктовый магазин, чтобы купить еды на ближайшие пару-тройку дней.

===== 2
<i>
Как только я пересек порог магазина, я сразу же наткнулся на человека, катящего тележку в сторону выхода. У человека было смутно знакомое лицо и совершенно обворожительная улыбка на этом лице. И улыбка эта была обращена непосредственно ко мне - ошибиться было невозможно.
«Я знаю, кто вы! - сказал человек. - Мне сказали, что вы сегодня приедете. Очень рад познакомиться. Меня зовут Резо. Я сегодня вечером улетаю в Москву. А пока хочу посоветовать вам не покупать сосиски в упаковке, а покупать только развесные. Пиво - только светлое. Когда поедете в город и пойдете в биргартен, запомните: первую кружку надо пить быстро, практически залпом, остальные две-три-четыре в удобном для вас темпе. Я только что говорил с Розмари по телефону. Она сказала, чтобы я вас не бросал и не обижал. Вот я и не обижаю. Ведь не обижаю, правда же? Вы же не будете жаловаться? Я бы с радостью пригласил вас на ужин, но я вечером улетаю».
Потом мы виделись много раз, но мне запомнилось в мельчайших деталях именно это.
Светлая память.


НА СМЕРТЬ РЕЗО ГАБРИАДЗЕ

Нынче на скорбь мы горазды:
Умер Резо Габриадзе,-
Гений особенной масти,-
Добрый волшебник и мастер.
Гений особенной стати,-
Скульптор, философ, писатель,
Маг, режиссёр, и художник,
Автор спектаклей надёжных.
Жили с ним вместе не мы ли
В сказочном кукольном мире?
Все мы горюем, но разве
Умер Резо Габриадзе?

08.06.2021

Комментариев нет:

Отправить комментарий