16 июн. 2021 г.

 ✔✔

ЮРИЙ НАГИБИН

.¸¸¸.✿‿♨.*´¯✿♨⋱⋱⋱⋰⋰⋰✿.¸¸¸.✿‿♨.*´¯✿♨

&emsp;  &emsp; &emsp; ……………... <b> День памяти </b> 


❏■ ▓

 


ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ КРИВЫЕ

<i><b>

ЮРИЙ НАГИБИН, </b>ПОСЛЕДНИЙ ВЗРЫВ ТАЛАНТА

Читаю дневники и прочие поздние произведения Юрия Нагибина, отданные им в типографию незадолго до смерти.

Поразительная судьба человека и писателя. Приходится их немного разделить, хоть это и неверно. Человек, зараженный бациллой писательства, продолжает оставаться литератором¸ даже когда – черт! черт! черт! – пишет интимный дневник для себя, долгие годы, искренне не предполагая, что эта писанина станет всеобщим достоянием. Но какой-то чертик в мозгу знает это и заставляет стилистически оттачивать фразы дневника, заменять имена псевдонимами (Белла – Гелла) и оставлять трудные лакуны в годах долгой жизни.

Юрий Нагибин – уникальное явление периода Советов. Полжизни страдал от ущербности своего полуеврейства. И уже взрослым узнав, что его реальным отцом был не отчим Марк Яковлевич Левенталь, а русский дворянин Кирилл Нагибин, расстрелянный в Сибири как участник антоновского крестьянского бунта, Нагибин сначала обрадовался – наконец-то он полноценный русак! Пил, гулял, бил морды, как Степка Разин. Потом оскорбился собственным оскотиниванием, и вдруг это всё обернулось нежностью и любовью к своему приемному отцу-еврею (и всему еврейскому племени), который женитьбой на беременной его матери-дворянке в 1920 году спас его детскую жизнь на заре Советской Власти.

Дальше много всего разного, включая фронтовую контузию Второй мировой. И попадание в высший эшелон советской литературной элиты: сценарии для кино и театра, публикации – и следствием потрясающее благополучие: деньги, дача, прислуга, повар, садовник, шофер, заграничные поездки –жалкая роскошь избранных, прикормленных Кремлем работающих на идеологию. И огромные тиражи рассказов и повестей.

===== 2
<i>
Всё это искренне раскупалось, потому что наблюдательно, талантливо, особенно об охоте, рыбалке, природе. Богатый язык, отточенный стиль, острая наблюдательность – в рамках разрешенного цензурой… Максимум таланта и свободы из того, что предоставляло из словесной пищи глухое брежневское время.

И вот, когда приходит последний закат жизни, когда большинство одержимо пишущих людей перестает писать – поскольку это физиологическая потребность, которая в какой-то момент иссякает, как и всё прочее в организме… буквально на пороге смерти этот обласканный властью и осыпанный всеми материальными благами из закрытых распределителей писатель, вдруг взрывается целым рядом произведений, которые выбрасывают его из кучки талантливых приспособленцев – на одинокую и острую скалу бесстрашия и немыслимой откровенности, мучительной ненависти к своему русскому народу, болезненной любви к евреям.

Это его «Тьма в конце туннеля», «Моя золотая теща», "Над пропастбю во лжи" и дневник всей жизни, хоть и с большими купюрами. От чтения всего этого трясет. Эти тексты наполнены такой свободой, ненавистью, яростью, горячей, ничем не сдерживаемой физической страстью, что начинаешь понимать, в какой внутренней тюрьме жил всю жизнь Нагибин, и какой заряд злобой к существующему строю, своему окружению и собственной подлости он накопил.

===== 3
<i>
И вот этот мучительный диссонанс между барским благополучием, сытостью признанного автора и его омерзением ко всему вокруг позволил Нагибину, вопреки всему ( мало ли даровитых литераторов теряли свою сбежавшую музу, оскорбленную конформизмом и ложью), сохранить свое перо.

Его ярость, ненависть, страсть так сильны, что сносят логику и стилистику текста, как девятый вал. Где-то ему даже отказывает вкус. Но в потоке самоизничтожения, брезгливости к собственной мелкой подлости, понимания всей разлагающей остатки порядочности советской жизни, Нагибин доходит до края отчаяния. И это делает его посмертные вещи явлением культуры и истории той несчастной страны, в которой он родился, жил и умер. Которую страстно любил и так же ненавидел.

Юрий Нагибин родился 3 апреля 1920 101 год назад

Комментариев нет:

Отправить комментарий