9 июл. 2021 г.

 ✔✔

⩬⩫⩬⩫⩬⩫⩬⩫⩬⩬⩫⩬

⩫⩬⩫⩬⩫

<b>  

8 июля - день смерти Александра Грина</b и памяти Петра и Февроньи. И невольно вспоминается Нина Грин – настоящая Февронья в " горемычной" жизни писателя. И хочется, чтобы прозвучало эхо их голосов.
<i>
- Ты знаешь ли, милая, что утро блестит, когда ты, сонная, делаешь ручкой знак нежной милости, а иначе солнце встаёт в тучах .
Знаешь ли ты, что ранняя зелёная травка появляется только при твоей улыбке?

- Как солнечный зайчик на темной стене, являлась тебе я, чужая…Как солнечный ливень пришел ты ко мне и, сердце мое утоляя, дал мне, одинокой, усталой, простой, познание жизни, любовь и покой.

-Ты мне дала столько радости, смеха, нежности и даже поводов иначе относиться к жизни, чем было у меня раньше, что я стою, как в цветах и волнах, а над головой птичья стая. На сердце у меня весело и светло.</i>
<b
Нина Николаевна Миронова</b стала женой Грина в 1921
Одиннадцать лет брака были очень непростыми годами испытаний и лишений. Но когда летом 1932 года Александра Грина не стало, вдова в ответ на выражения сочувствия отвечала: <i> «Не встреть я Сашеньку, жизнь прожила бы полусонно... Я им согрета, он моё солнце, и небо, и покой».</i>

Нина подарила Грину лучшие, "ласковые", годы его жизни. А нам невольно - чудные книги, созданные им в Крыму. В его произведениях она станет и Молли, и Тави Тум, и Джесси, и, конечно же, Дэзи из "Бегущей по волнам".

Можно долго рассказывать об этой бедной, трогательной любви..

Но особенно тронул рассказ, как Нина разбрасывала окурки... <i> "Грин не разрешал жене убирать в его комнате. Он вообще не разрешал ей работать. Жалел. А сам, трудясь по ночам, лишь глотал чай да курил. Дым, пепел, брошенные папиросы.

===== 2
<i>
И тогда Нина, встав в 4 утра, шла в пустой кабинет его, открывала окна, мыла пол до блеска, а потом, представьте, вновь разбрасывала окурки, лишь бы он не заметил ее труда. Такая вот - любовь!"</i>

Грин умер 8 июля 1932 года. От скоротечного рака. Нина Грин так написала в книге воспоминаний:
<i>
" Уже давно я знала, что Александр Степанович умирает, и душа моя хотела одного: не смутить его последние минуты, проводить его из жизни так, как я хотела бы себе.
Он когда- то, давно, говорил мне, что хотел бы умереть как христианин: спокойно, без недобрых чувств, чтобы последние сознательные мгновения его жизни провожала его музыка. Музыку дать ему я не могла, могла только - любовь и покой."
</i>
Гроб его, простой, деревянный (в Крыму не было ни досок, ни гвоздей, и людей часто хоронили в простынях), Нина обвила мелкими вьющимися розами, которые Грин любил больше всего ( когда- то он продал пальто, чтобы подарить Нине огромный букет белых роз)

Через год после смерти писателя Нина Николаевна, благодаря которой сохранились рукописи Грина, написала стихотворение:
<i>
Ты ушёл… Сначала незаметным
Показался мне тяжёлый твой уход.
Тело отдыхало, а душа молчала.
Горе, не терзая, думалось, пройдёт.

Но шли дни, и сердце заболело
Острою мучительной тоской.
Мне хотелось, сбросив тяжесть тела,
Быть всегда, мой милый друг, с тобой…

Нет тебя, и нет сиянья счастья,
Нет горенья творческих минут.
На земле осталось только тело.
Жадное до жизни, наслажденья,

И ничтожное в своих желаньях…
Ты ушёл, и нет тебя со мною,
Но душа моя, мой милый друг,
Всегда с тобою.

===== 3

Писателей на похоронах не было. Мариэтта Шагинян приехала в Крым через два года после смерти Грина, посмотреть, где жил писатель. И, выйдя из саманного домика, который Нина купила, продав золотые часики, подарок мужа, Шагинян вдруг разрыдалась. "Мне больно видеть, - сказала Нине, - как бедно жил Грин, даже пол в доме земляной..."

В этом доме Нина Грин откроет музей, но через годы и годы... Ее жизнь после Грина? Великая Отечественная война, оккупация, больная мать, угон в Германию, потом арест на родине и десять лет лагерей, затем - неравная борьба за эту саманную хижину, где 1-й секретарь Старо-Крымского горкома партии устроил сарай для личных коров и кур. Спасая свой скот, он "поднимет" против Нины весь район, даже местные мальчишки, когда она приезжала хлопотать о музее, бегали за ней и кричали: "Фашистка! Шпионка!" "Она шла, не ускоряя шаг, глядя прямо перед собой, - вспоминала свидетельница. - Я выбегала из дома, разгоняла ребят, стыдила их, даже плакала. Один раз, когда я расплакалась, Нина Николаевна сказала: "Ну что ты, девочка, они ведь не виноваты. Их научили"..."

Только в августе 1960-го, благодаря помощи К.Паустовского,
откроется музей Грина, хотя официально его "признают" лишь в 71-м - через год после смерти Нины.

"Она завещает похоронить себя рядом с мужем, но ей даже этого не разрешат. Запретит ЦК компартии Украины. Похоронят на том же кладбище, но издевательски - в другом конце его.

Но Грин ведь не зря учил верить в чудеса. В ночь на 23 октября 1970 года, в день рождения Нины, пять поклонников Грина, идеалистов, бунтарей, безумцев, саперными лопатами - раскопают ее могилу и перенесут гроб с ее телом к мужу - в ограду его могилы. "

Комментариев нет:

Отправить комментарий