•*ꑄೞᵉᵉ৳~❥˪৹⌵ೕ⋆.∗̥✩⁺˚(ღˇ◡ˇ)♥ℒᵒᵛᵉᵧₒᵤ♥
<i>
ДИНА РУБИНА
ОБ ИГОРЕ ГУБЕРМАНЕ
Нина Воронель - Игорю Губерману:
- Говорят, ты с людьми общаешься за деньги?
- Да, но за какие гроши!
Эти записки возникли из одного телефонного звонка. Обычного утреннего (или вечернего) перестука-перезвона «Старуха, что нового?».
Помнится, я принялась уговаривать Игоря поехать на один из тех семинаров в кибуце, которые время от времени устраивает наш местный Союз писателей. Кормят от пуза, говорила я, выпивку возьмём, на травке посидим, на коровок поглядим…
- Так это же счастье! - воскликнул он с воодушевлением (что, вообще-то, у него ничего ещё не значит) - А жён с собой можно брать? Я бы Тату взял. Я как раз о ней воспоминания пишу, а когда объект под рукой, это гораздо удобнее.
Я расхохоталась.
Но спустя час или два после того мимолетного разговора вдруг подумала: черт, а ведь и в самом деле - почему бы не записывать за ним все его мгновенные, как вспышки магния, остроты, этот бенгальский блеск молниеносной реакции в разговоре, убийственные реплики в неприятельских перепалках, перлы любви по отношению к семье и близким друзьям - всё то, из чего и рождается несравнимое ни с чем, прямо-таки радиоактивное обаяние, которое излучает этот немолодой еврей с вислым носом.
Литератор, особенно поэт, когда он работает в таком странном жанре, как четверостишия, живет - «как птичка божья», не зная «ни заботы, ни труда». Поэтому он, как голодный волк, вынужден рыскать повсюду в поисках пропитания семье. Ведь давно известно: общество ничем не обязано своему певцу и летописцу. Оно даже не обязано интересоваться - за счёт чего эта птичка (этот волк, этот гончий пес) ещё не дохнет с голоду.
----- 2
<i>
А птичка не дохнёт с голоду благодаря искрометному сценическому дарованию.
Птичку хочется слушать и слушать. Ну, это понятно: мы выступаем, продаём свои скромные книжки…
Впрочем, как выясняется, дарование великолепного рассказчика можно использовать и в других, не менее увлекательных целях.
Года три назад один из владельцев крупного туристического агентства в Израиле предложил Александру Окуню и Игорю Губерману сопровождать за границу небольшую группу туристов в качестве… не гидов, нет, профессиональный гид имелся. В качестве их самих.
Известный израильский художник Александр Окунь - человек разностороннего дарования. Он пишет, ведёт свою еженедельную передачу на «Кол Исраэль», великолепно знает музыку, историю, литературу… Кроме того, является знатоком национальных кухонь. Только о французских и итальянских винах Саша может прочесть многочасовую лекцию.
- Ну, насчёт Сашки все понятно, - сказала я Губерману, когда узнала о предложении сопровождать группу туристов во Францию.
- Он может читать лекции о чём угодно. А ты что там будешь делать?
- Я буду входить в автобус, - ответил он, не моргнув глазом.
… В этой поездке во Флоренции с ними столкнулась какая-то группа из России, и одна из туристок воскликнула:
- Ой, девочки, смотрите,
Губерман!
Потом счастливо и гордо оглядела всю группу и сказала:
- Не зря в Италию съездила!
----- 3
<i>
Впоследствии на эту историю Сашка Окунь ядовито замечал:
- Это в прошлый раз такая культурная публика попалась. А в этот раз приходилось подкупать незнакомых людей, чтобы те подходили к Игорю и говорили:
- Мы вас знаем!
Первая поездка в Италию удалась настолько, что туристическое бюро сразу же стало набирать следующую группу в другую страну. Разумеется из каждого путешествия Губерман привозит какой-нибудь устный рассказ, какую-нибудь сценку.
Поскольку Италия - пожизненная страсть Александра Окуня, время от времени он сооблазняет Губермана на очередной сногсшибательный итальянский маршрут. Вчетвером, с жёнами, они заезжают в такие уголки Апеннинского полуострова, такие укромные городки и деревни, которые групповому туристу и не снились…
После каждой такой поездки Губерман собирает у себя застолье. Тата готовит своё коронное блюдо - вареный язык. На мой неизменный комплимент, что такого языка, как Тата готовит, я нигде больше не ела, Игорь замечает:
- Так она ж всю жизнь на моем тренировалась!
Он насмешлив, он опасен этой своей небрежностью обидной шутки, которую роняет, словно и сам не замечая.
Назад возвращаемся уже ночью. Шоссе на Иерусалим ярко и красиво освещено. И Тата говорит:
- Я читала, что только Бельгия, как богатая страна, может позволить себе освещать по ночам дороги. И вот Израиль, из всех стран, тоже - такое длинное шоссе… взял и осветил!
- Или забыл выключить, - мрачно вставляет Игорь.
Его участие в беседе, независимо от числа беседующих, похоже на фокус.
Одного его слова, одного мимолетного замечания достаточно, чтобы тема разговора приобрела совершенно неожиданный поворот. Я наблюдала это много раз и до сих пор не понимаю - как он это делает.
<b>
Автор: Дина Рубина
Комментариев нет:
Отправить комментарий