27 дек. 2021 г.

✔✔  Андрей Кончаловский

 

[̲̅ф][̲̅и][̲̅л][̲̅ь][̲̅м][̲̅.][̲̅.][̲̅.]

 ...[̲̅Ф][̲̅и][̲̅л][̲̅ь][̲̅м]... ╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦

.............██████████████████████ ...   [̲̅ф][̲̅и][̲̅л][̲̅ь][̲̅м][̲̅.][̲̅.][̲̅.]

&emsp; <b>Андрей Кончаловский

 

</b> <i>


 Пробы к картине «Дворянское гнездо» (1969) я делал тщательно. Было трудно ощутить главные характеры - Лаврецкого и Калитину. На Лизу пробовалось бессчетное множество красивых девушек со всех институтов. Пробовалась волоокая русская красавица Катя Градова. Девушки шли косяком, что вообще приятно - особенно режиссеру, начинающему и нахальному. Но Лизой Калитиной стала Ира Купченко.


На роль Лаврецкого пробовался аристократичный Сафонов. Но стиль картины по-прежнему не находился. Я все не мог понять, чего хочу. Как раз в это время Андрей Смирнов снял прекрасную новеллу - «Ангел» («Начало неведомого века», 1967). В определенном отношении «Ангел» был прорывом в эстетике советского кинематографа. Впечатляли удивительная пластика, фактура и, главное, режиссерское толкование материала. Роль комиссара в «Ангеле» играл никому не ведомый актер из Брянска - Леонид Кулагин. Русые волосы, бычьи глаза, тяжелая челюсть. Он мне очень понравился, меня потянуло в его сторону. Подумалось, что его Лаврецкий будет интереснее - в нем было больше мужика. На роль немца Лемма взяли Костомолоцкого, чудного старика из театра им. Моссовета.

----- 2
<i>
Мне как режиссеру свойственно, делая картину или еще на сценарном ее этапе, или даже на этапе подготовки, аккумуляции материала, тащить все в дом. В записных книжках у меня все, что может пойти в строку, пригодиться, дать толчок мысли, - огромное количество разного материала. В «Асе Клячиной» это был в основном Платонов, Гоголь, в «Дворянском гнезде» - все, что могло пригодиться для поиска стиля, характера изображения, пластического решения. От Феллини в картине есть просто прямое заимствование. В кадре возникают статичные музыканты - сначала четыре, потом - пять, семь, десять, и начинается котильон. Этот прием «заимствован» у Феллини. Кто-нибудь заметил?

Для парижского эпизода Коля Двигубский придумал замечательные платья - из жатой бумаги, лигнина (артисты пользуются им для стирания грима). Со стоячими воротниками. В картине достаточно таких бумажных костюмов.

У меня был верный человек – ассистент Кано, Каныбек, практикант на «Дворянском гнезде». Он был моим ассистентом еще на «Асе Клячиной», и он обратил мое внимание на своего однокурсника Рустама Хамдамова.

Я посмотрел короткометражку Рустама - «В горах мое сердце» - эта маленькая красивая картина студента Хамдамова потом не выходила у меня из головы. Многие решения в «Дворянском гнезде», сам его стиль определены ею. Рустам сделал для нас замечательные шляпы с цветами на полях, чудные творения - делал все своими руками. На картине он числился практикантом.

Рустам, конечно же, артизан, человек исключительного таланта, я относился к нему с любовью, даже с обожанием. Забавно, что «Дворянское гнездо» сделано под влиянием Феллини и Хамдамова. Великий классик и студент ВГИКа.

----- 3
<i>

Роль Гедеоновского играл Василий Васильевич Меркурьев. Дикого барина (эту роль мы ввели в сценарий) - Евгений Лебедев. Характер - не из «Дворянского гнезда», а из «Записок охотника». Коля Губенко сыграл барышника - эта роль в фильме осталась, она тоже из «Записок охотника». Мне казалось, что роль Паншина, соперника Лаврецкого, должен играть человек, похожий на Гоголя. Я и актера взял похожего на Гоголя - Сергачева из «Современника».

Пришло время последней сцены в трактире, которая должна была стать кульминацией всего замысла. Я решил возродить «Асю Клячину», на этот раз в XIX веке. Мужика играл привезенный из Суздаля Егорычев - Чиркунов из «Аси». На роль одного из певцов мне привели чудного мальчика-студента - он замечательно спел «Не одна во поле дороженька пролегала». Это был Александр Кайдановский, впервые снимавшийся в кино. На роль «русской мадонны» нашли студентку второго курса ВГИКа (я искал особо выразительные лица, которые помогли бы передать одновременно красоту и дикость моей страны): она сидела в кадре с грудным ребенком - ее звали Елена Соловей. Замечательные актеры согласились играть буквально крохотные роли, поняли, как важна для меня эта сцена, - Ия Саввина, Евгений Лебедев, Коля Бурляев. Очень хороша была Алла Демидова в гриме мальчика-инока. Такие вот таланты были собраны в финальной новелле...

Комментариев нет:

Отправить комментарий