19 дек. 2021 г.

 ✔✔

 •*ᵉᵉ˪.̥⁺˚(ღˇˇ)ᵒᵛᵉᵧₒᵤ

<i>

 ДИНА РУБИНА

 

  ОБ ИГОРЕ ГУБЕРМАНЕ

 

Нина Воронель - Игорю Губерману:

      - Говорят, ты с людьми общаешься за деньги?

     - Да, но за какие гроши!

 

Эти записки возникли из одного телефонного звонка. Обычного утреннего (или вечернего) перестука-перезвона «Старуха, что нового?».

 

     Помнится, я принялась  уговаривать Игоря поехать на один из тех семинаров в кибуце, которые время от времени устраивает наш местный Союз писателей. Кормят от пуза, говорила я, выпивку возьмём, на травке посидим, на коровок поглядим…

 

     - Так это же счастье! - воскликнул он с воодушевлением (что,  вообще-то, у него ничего ещё не значит) - А жён с собой можно брать? Я бы Тату взял. Я как раз о ней воспоминания пишу, а когда объект под рукой, это гораздо удобнее.

     Я расхохоталась.

 

     Но спустя час или два после того мимолетного разговора вдруг подумала: черт, а ведь и в самом деле - почему бы не записывать за ним все его мгновенные, как вспышки магния, остроты, этот бенгальский блеск молниеносной реакции в разговоре, убийственные реплики в неприятельских перепалках, перлы любви по отношению к семье и близким друзьям - всё то, из чего и рождается несравнимое ни с чем, прямо-таки радиоактивное обаяние, которое излучает этот немолодой еврей с вислым носом.

 

     Литератор, особенно поэт, когда он работает в таком странном жанре, как четверостишия, живет -  «как птичка божья», не зная «ни заботы, ни труда». Поэтому он, как голодный волк,  вынужден рыскать повсюду в поисках пропитания семье. Ведь давно известно: общество ничем не обязано своему певцу и летописцу. Оно даже не обязано интересоваться - за счёт чего эта птичка (этот волк, этот гончий пес) ещё не дохнет с голоду.

 

----- 2

<i>

     А птичка не дохнёт с голоду благодаря искрометному сценическому дарованию.

Птичку хочется слушать и слушать. Ну, это понятно: мы выступаем, продаём свои скромные книжки…

 

     Впрочем, как выясняется, дарование великолепного рассказчика можно использовать и в других, не менее увлекательных целях.

 

     Года три назад один из владельцев крупного туристического агентства в Израиле предложил Александру Окуню и Игорю Губерману сопровождать за границу небольшую группу туристов в качестве… не гидов, нет, профессиональный гид имелся. В качестве их самих.

   

 Известный израильский художник Александр Окунь - человек разностороннего дарования. Он пишет, ведёт свою еженедельную передачу на «Кол Исраэль», великолепно знает музыку, историю, литературу… Кроме того, является знатоком национальных кухонь. Только о французских и итальянских винах Саша может прочесть многочасовую лекцию.

 

     - Ну, насчёт Сашки все понятно, - сказала я Губерману, когда узнала о предложении сопровождать группу туристов во Францию.

 

- Он может читать лекции о чём угодно. А ты что там будешь делать?

 

     - Я буду входить в автобус, - ответил он, не моргнув глазом.

 

     … В этой поездке во Флоренции с ними столкнулась какая-то группа из России, и одна из туристок воскликнула:

 

     - Ой, девочки, смотрите,

 Губерман!

 

     Потом счастливо и гордо оглядела всю группу и сказала:

 

     - Не зря в Италию съездила!

 

----- 3

<i>

Впоследствии на эту историю Сашка Окунь ядовито замечал:

 

     - Это в прошлый раз такая культурная публика попалась. А в этот раз приходилось подкупать незнакомых людей, чтобы те подходили к Игорю и говорили:

     - Мы вас знаем!

 

Первая поездка в Италию удалась настолько, что туристическое бюро сразу же стало набирать следующую группу в другую страну. Разумеется из каждого путешествия Губерман привозит какой-нибудь устный рассказ, какую-нибудь сценку.

 

     Поскольку Италия - пожизненная страсть Александра Окуня, время от времени он сооблазняет Губермана на очередной сногсшибательный итальянский маршрут. Вчетвером, с жёнами, они заезжают в такие уголки Апеннинского полуострова, такие укромные городки и деревни, которые групповому туристу и не снились…

 

     После каждой такой поездки Губерман собирает у себя застолье. Тата готовит своё коронное блюдо - вареный язык. На мой неизменный комплимент, что такого языка, как Тата готовит, я нигде больше не ела, Игорь замечает:

 

     - Так она ж всю жизнь на моем тренировалась!

 

Он насмешлив, он опасен этой своей небрежностью обидной шутки, которую роняет, словно и сам не замечая.

 

     Назад возвращаемся уже ночью. Шоссе на Иерусалим ярко и красиво освещено. И Тата говорит:

 

     - Я читала, что только Бельгия, как богатая страна, может позволить себе освещать по ночам дороги. И вот Израиль, из всех стран, тоже - такое длинное шоссе… взял и осветил!

 

     - Или забыл выключить,  - мрачно вставляет Игорь.

 

     Его участие в беседе, независимо от числа беседующих, похоже на фокус.

Одного его слова, одного мимолетного замечания достаточно, чтобы тема разговора приобрела совершенно неожиданный поворот. Я наблюдала это много раз и до сих пор не понимаю - как он это делает.

<b> 

           Автор: Дина Рубина

Комментариев нет:

Отправить комментарий