10 февр. 2022 г.

✔✔

 ﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏ *****-

Меня попросили выложить мой старый пост по поводу "Быков vs Довалтов". Нашла. Выкладываю.
***
ПЛОХАЯ КОМПАНИЯ
По необъяснимой причине мой товарищ Дима Быков ведет многолетнюю и последовательную (что вообще ему несвойственно) борьбу с Сергеем Довлатовым.
Сразу расставлю приоритеты.
Сергей Довлатов – глубоко милый моему сердцу, очень любимый автор, без которого русская словесность была бы не полной, а виртуальная жизнь стала бы скучнее.

Дмитрий Быков – глубоко милый моему сердцу, очень любимый автор, без которого русская словесность была бы не полной, а виртуальная жизнь стала бы скучнее.
Этот коварный пассаж не означает, что СД и ДБ стоят для меня в одной строке рейтинга. Я вообще (в отличие от ...) не о рейтинге и никакими сравнениями не занимаюсь. Вы правильно поняли, да. Сравнивать зеленое с соленым не позволяет здравый смысл. Просто эти два персонажа и человека (не писателя!) принадлежат к разным средам, видам, областям, контекстам, системам. Фор экзампл. Нормальный экспозиционист не стал бы вешать в одном зале великого, например, Ван-Гога и, например, Бильжо, тоже по-своему великого, но с другой планеты.

Довлатов умер ровно тридцать лет назад. В то время Быкову было 20 с копейками, и мы вместе начинали работать в журнале «Столица». Дима еще не сбросил пушистое оперение вундеркинда и ни о какой расстановке литературы по местам не помышлял. А Довлатов, повторяю, уже умер. То есть, как замечательно написал еще один любимый мною прозаик, тоже покойный Дмитрий Горчев – исполнил свое предназначение. Потому что, спорить не приходится: художник умирает ровно тогда, когда его предназначение выполнено.

----- 2
<i
Поэтому, кстати, я была уверена, что ту беду, вы помните, Дима преодолеет, и всё кончится хорошо. Так как, несмотря на огромный свой труд, продуктивность, тысячи написанных страниц, сотни часов блестяще произнесенных блестящих слов, свое предназначение Дмитрий Быков, русский писатель, еще не выполнил (может быть, поэтому он так нечеловечески много работает). Но это отдельный разговор.

А теперь – о предназначении Сергея Довлатова. И о положенном ему «среднем» месте.
Большой писатель, утверждает Быков, живет большими страстями. А Довлатов жил страстишками своего времени. И его литературная эмиграция не одолела быдляцкой брайтонской пошлости и ничего, кроме баек Брайтона, миру не дала. Поэтому Довлатов (это общий смысл) исчерпывается анекдотом, а его огромная популярность только подчеркивает обывательскую суть его прозы.
У Быкова об этом намного убедительней и красноречивей.

Легко можно было бы отмахнуться от концепций любимого моего Быкова (а то мы не читали у него всякой ерунды об Окуджаве, Ахмадуллиной, Бабеле, Булгакове и т.д.) Как говорит герой «Великолепной семерки»: «Я спросил одного парня, эй, зачем ты прыгнул голой жопой в кактусы? – В тот момент это показалось мне неплохой идеей, сказал он». Вот Дима многое пишет под влиянием такого момента. С Довлатовым другое. И не случайно Быков противопоставляет ему именно Веллера – тоже, дескать, написал поначалу две смешные книжки баек, но зато потом ого-го, столько значимых романов (по два кило каждый).

----- 3
<i
Две смешные книжки баек Веллера «Легенды Невского проспекта» и «Хочу быть дворником» - лучшие, единственно живые вещи умного, всезнающего, веллеречивого, но, увы, малоодаренного прозаика, упертого производителя унылой мертвечины. Которого ни читать, ни слушать невозможно. И который – вот тут важно: написал самую омерзительно склочную и завистливую повесть, какую только можно вообразить, «Ножик Сережи Довлатова».

Можно было бы отмахнуться, ладно, чего не скажет Дм.Льв. ради красного словца. Но тут другое. Довлатова Быков, как и Веллер, долго и упорно НИСПРОВЕРГАЕТ. Это цель. Задача. Да как бы не сверхзадача. (Не предназначение же, прости господи.) Сергей Довлатов – системный враг Дмитрия Быкова. И если в случае Веллера – это вульгарная, голимая зависть, то Быков существует в совершенно другой парадигме. Он слишком хорошо знает цену как себе, так и Довлатову. Он не просто умен. Он серьезный концептуальный мыслитель и очень хороший поэт. И прозаик, кстати, отличный.

Ничего глупее высказывания «Быков – графоман» я вообще не слыхала. Прекрасно он всё понимает. И в частности, что предназначением Сергея Довлатова было – создание «человеческой комедии», поэтического эпоса жуткого, мучительного, душного, антигуманного, пошлого мира эмиграции, где ты, с твоими «душой и талантом» принужден жить. Откуда не можешь вырваться, как из могилы – и поэтому, собственно, и умираешь. И его абсурдно трагикомические тексты, такие, как «Заповедник», «Зона», «Филиал», «Чемодан» - были написаны тем же горячим трагикомическим пером, что хранящиеся в драгоценном сундуке русской литературы.

----- 4
<i
Зачем Диме Быкову, обожаемому публикой «гражданину поэту», человеку достойному, писателю талантливому, критику и педагогу, я бы рискнула сказать, гениальному, и вообще во всех отношениях персонажу блестящему – зачем ему эта странная, бесплодная, непопулярная и бесконечная, как квартирная тяжба в былые годы – разборка с Довлатовым?

Моя версия. Он не прощает не Сергея Довлатова. Он не прощает нас. Нам, читателям, эстет и интеллектуал Быков не может простить нашей любви к пропащему алкоголику, охмурившему нас своими анекдотами. Потому что мы же не можем же понять скрытых в этом люмпене истинных кипящих страстей, публика-то дура, известное дело. И Быков, просчитав эту партию, пытается (будучи гениальным педагогом) отвадить нас от плохой компании Сереги Довлатова. Да, он парень непростой, но вы-то, глупыши, не от этого тащитесь. Тебе, моя дурочка, нравится, что он Мишка Квакин. А он, может, вообще Гамлет, да только тебе-то не понять. Так что ступай вон к дяденьке Веллеру. Ну да, скушно с ним до смерти, понимаю, сам готов завыть. Зато надежно.

<b>

Alexander Genis
  

</b> (комментарий к посту)

Все бы хорошо, кабы не “антигуманный и мучительный мир эмиграции», который спас Довлатова и позволил ему выпустить 12 книг, принес ему славу и наградил любовью и дружбой. Все это я сам видел.

Комментариев нет:

Отправить комментарий