25 окт. 2013 г.

<i><b> Об Эмме Герштейн</i></b>
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*

<i>Эмма Герштейн родилась в 1903 г., отец ее был известным московским хирургом. Большая семья жила в особнячке при больнице; разумеется, после революции их «уплотнили». Герштейн познакомилась с семьей Мандельштамов в санатории «Узкое» в 1928 г.; ей было 25 лет, Надежде Яковлевне — 29. С этого момента и вплоть до ареста Осипа Эмильевича жизни Эммы Герштейн и семьи Мандельштамов шли параллельно, тем более, что с братом Надежды Яковлевны, Евгением, у Герштейн были свои отношения.


Эмма Григорьевна Герштейн прожила долгую жизнь — она умерла в 2002 г. на девяносто девятом году жизни, будучи в ясном уме и твердой памяти. Она была известным литературоведом, прежде всего — специалистом по Лермонтову (в Сети есть ее классическая работа о «Герое нашего времени»).


Меня поразило, с какой спокойной простотой эта женщина — ученый и литератор прожила свою бесконечно трудную жизнь. Трудной эта жизнь была во всех отношениях: многие годы не было ни постоянной работы, ни сколько-нибудь надежного заработка, а то и крыши над головой. К тому же Эмма Григорьевна не могла похвастать отменным здоровьем, и при этом сколько она сделала для других людей — для семьи Мандельштамов, для Н.И. Харджиева, для А.А. Ахматовой — и прежде всего для сына Анны Андреевны, Льва Гумилева!


Больная или здоровая, по первому зову она шла пешком через весь город, ехала то в Воронеж, то в Ленинград, никогда не оставляла своих забот о ссыльном Леве, многолетние отношения с которым описаны в главе «Лишняя любовь». Именно Герштейн посылала Льву Николаевичу письма и посылки в лагерь, хотя для этого приходилось ездить на почту в пригороды — считалось, что так безопаснее…


Эти поразительные по проницательности мысли записаны Герштейн осенью 1943 г. в Москве.
«27 октября 43.

<…> Замечательные люди, обогнавшие на несколько десятилетий своих современников (имеются в виду великие русские писатели XIX века. — Р.Ф.), описывали незамечательных обыкновенных людей. Жизнь этих последних была стабильна. Она имела форму. <… > Обыкновенный средний человек имел характер, биографию. Писатель заглядывал в глубину его души и раскрывал в рядовой истории жизни необычайное внутреннее богатство. Читатель узнавал себя и был благодарен писателю. Он не замечал, что писатель дарил ему его самого, проведенного через фильтр изысканного тонкого искусства. <…> А писал он о том, что подсмотрел среди чужих. Было нечто, что делало этих чужих родными — отечество, Россия. О ней и писали.

Теперь всё не так. Характера нет совсем. Есть рефлексы, вырабатывающиеся под давлением многотонной механизированной силы. Когда ритм этой огромной машины чем-нибудь перебивается — иногда робко, иногда с необыкновенной силой вырываются наружу чувства, вкусы, надежды, страсти. Ужасно! Оказывается, они одни и те же, что были 50 лет назад. <…> Современным стилем в искусстве должен быть — быстрый внешний темп и совершенно неподвижное внутреннее состояние. Но страсти, но чувство личности.они озаряют внезапно уже чужую, не принадлежащую тебе жизнь и исчезают под давлением непреодолимого».


</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий