<i><b> Об Эмме Герштейн</i></b>
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
<i>Эмма
Герштейн родилась в 1903 г., отец ее был известным московским хирургом. Большая
семья жила в особнячке при больнице; разумеется, после революции их
«уплотнили». Герштейн познакомилась с семьей Мандельштамов в санатории «Узкое»
в 1928 г.; ей было 25 лет, Надежде Яковлевне — 29. С этого момента и вплоть до
ареста Осипа Эмильевича жизни Эммы Герштейн и семьи Мандельштамов шли
параллельно, тем более, что с братом Надежды Яковлевны, Евгением, у Герштейн
были свои отношения.
₰
Эмма Григорьевна Герштейн прожила долгую жизнь — она умерла
в 2002 г. на девяносто девятом году жизни, будучи в ясном уме и твердой памяти.
Она была известным литературоведом, прежде всего — специалистом по Лермонтову
(в Сети есть ее классическая работа о «Герое нашего времени»).
₰
Меня поразило, с какой спокойной простотой эта женщина —
ученый и литератор прожила свою бесконечно трудную жизнь. Трудной эта жизнь
была во всех отношениях: многие годы не было ни постоянной работы, ни
сколько-нибудь надежного заработка, а то и крыши над головой. К тому же Эмма
Григорьевна не могла похвастать отменным здоровьем, и при этом сколько она
сделала для других людей — для семьи Мандельштамов, для Н.И. Харджиева, для
А.А. Ахматовой — и прежде всего для сына Анны Андреевны, Льва Гумилева!
₰
Больная или здоровая, по первому зову она шла пешком через
весь город, ехала то в Воронеж, то в Ленинград, никогда не оставляла своих
забот о ссыльном Леве, многолетние отношения с которым описаны в главе «Лишняя
любовь». Именно Герштейн посылала Льву Николаевичу письма и посылки в лагерь,
хотя для этого приходилось ездить на почту в пригороды — считалось, что так
безопаснее…
₰
Эти поразительные по проницательности мысли записаны
Герштейн осенью 1943 г. в Москве.
«27 октября 43.
<…> Замечательные люди, обогнавшие на несколько
десятилетий своих современников (имеются в виду великие русские писатели XIX
века. — Р.Ф.), описывали незамечательных обыкновенных людей. Жизнь этих
последних была стабильна. Она имела форму. <… > Обыкновенный средний
человек имел характер, биографию. Писатель заглядывал в глубину его души и
раскрывал в рядовой истории жизни необычайное внутреннее богатство. Читатель
узнавал себя и был благодарен писателю. Он не замечал, что писатель дарил ему
его самого, проведенного через фильтр изысканного тонкого искусства. <…>
А писал он о том, что подсмотрел среди чужих. Было нечто, что делало этих чужих
родными — отечество, Россия. О ней и писали.
Теперь всё не так. Характера нет совсем. Есть рефлексы,
вырабатывающиеся под давлением многотонной механизированной силы. Когда ритм
этой огромной машины чем-нибудь перебивается — иногда робко, иногда с
необыкновенной силой вырываются наружу чувства, вкусы, надежды, страсти.
Ужасно! Оказывается, они одни и те же, что были 50 лет назад. <…> Современным
стилем в искусстве должен быть — быстрый внешний темп и совершенно неподвижное
внутреннее состояние. Но страсти, но чувство личности.они озаряют внезапно уже
чужую, не принадлежащую тебе жизнь и исчезают под давлением непреодолимого».
₰
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий