<i><u>
1841 — родился Фредерик Базиль (ум. 1870), французский
художник, один из основателей импрессионизма.
</u></i>
『』
<i>
В парижском музее Орсе есть картина, мимо которой не пройдет
ни один ценитель живописи. Она хороша не только по своим художественным
качествам, но и представляет собой потрясающий документ эпохи, донесший до нас
образы выдающихся импрессионистов – Эдуарда Мане, Огюста Ренуара и Клода Моне,
великого французского писателя Эмиля Золя, а также создателя этого полотна,
талантливого и трагически рано ушедшего из жизни Фредерика Базиля.
В начале 1860-х годов среди парижских художников была
популярна мастерская Шарля Глейра. Говорили, что только там можно научиться
живописи. В 1862 году записался в класс Глейра и юный провинциал Фредерик
Базиль – высокий, красивый, с манерами истинного аристократа, он приехал в
столицу учиться медицине, но…
Базиль родился 6 декабря 1841 года в Монпелье, в зажиточном
семействе местных протестантов. Его отец был банкиром и виноделом, пользовался
уважением в обществе и очень хотел, чтобы сын, если уж ему так претит
заниматься отцовским делом, хотя бы выучился на врача – тоже вполне уважаемая
профессия. Но Базиль то хотел стать художником! Таким, как Делакруа и Курбе!
Однако, чтобы не расстраивать родителей, он согласился поехать в Париж, изучать
медицину. Прибыв в столицу, послушный сын месье Базиля-старшего поступил в
медицинскую школу, и – тут же записался в мастерскую Глейра. Фредерик попал в
совершенно другой мир – мир искусства, где осваивали секреты живописи преданные
учителю молодые художники, и среди них – Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар и
англичанин Сислей.
Глейр был добрейшей души человеком. Он никогда не забывал о
своей нищей юности, а потому не брал с учеников плату за уроки и радовался,
если они хотя бы возмещали затраты на аренду помещения, бумагу, карандаши и
краски. Картины мастера, что и говорить, были скучны и не интересны – и по
сюжету, и по исполнению, но он хорошо владел своим ремеслом и мог научить
всему, что умел сам, своих учеников. Абсолютный бессребреник, Глейр был
равнодушен к мирским благам и жил, как рассказывал Ипполит Тэн, «в квартирке,
как жалкий мазила, мастерской ему служил пыльный чердак, а спальней – тёмная
клетушка». Но по вечерам в его квартирку заходили такие люди, как Мериме,
Флобер, Берлиоз, Мюссе, Милле – цвет парижской богемы!
Моне, Ренуар, Сислей и Базиль очень быстро сдружились. Они
всюду вместе: на занятиях в мастерской, на природе, в ресторанчиках. Старший в
компании – Клод Моне, ему исполнилось целых двадцать пять лет, и за его спиной
были два года в Алжире и знакомство с Писсарро. Неудивительно, что он стал
лидером.
В 1863 году четвёрка приятелей покинула мастерскую Глейра,
пустившись в самостоятельное плавание по морям безбрежного океана искусства.
Все они были страшно бедны, и лишь у Базиля водились деньги
– родители исправно присылали сыну немалую сумму. На занятия медициной, конечно
же! Базиль, добрый, щедрый человек, «действительно очень красивый юноша,
аристократичный, надменный, ужасный в гневе, а обычно очень добрый и милый»
(так писал о нем Золя), видя, как нуждаются друзья, всегда делился содержимым
своего кошелька.
Спустя многие годы они вспоминали его всегдашнюю готовность
прийти на помощь. Широко известна история о том, как Базиль купил у Моне
картину «Женщины в саду» за огромную по тем временам сумму – 2500 франков.
Таких денег у него не было, и он выплачивал их частями, по 50 франков. Фредерик
очень любил Моне, всегда старался его поддержать, а когда тот повредил себе
ногу, ухаживал за ним. Чтобы удержать друга в постели, Базиль принялся рисовать
его – так родилась известная картина «Импровизированный госпиталь (Клод Моне)».
•••
Пройдет несколько лет, и молодые ниспровергатели
официального искусства организуют свой Салон – Салон отверженных, Салон
независимых, где будут выставляться картины, которые сегодня считаются
классикой мировой живописи.
•••
Лето 1870 года резко изменило привычный ход вещей. Грянула
Франко-прусская война и разметала завсегдатаев кафе «Гербуа» в разные стороны.
Ренуара зачислили в кирасиры и отправили в Бордо объезжать лошадей. Дега,
утверждавший, что никогда не слышал, как стреляют пушки, попал в артиллерию.
Моне, не подлежавший призыву, уехал с семьей в Гавр, Сезанн отправился в
Марсель.
Базиль же проводил лето в поместье родителей недалеко от
Монпелье.
Но о какой живописи можно говорить, когда стране угрожает
беда! Поэтому 10 августа Базиль записался в полк зуавов, которым приходилось
выполнять самые опасные задания. И 28 ноября один из самых талантливых
батильонцев погиб под Бон-ля Роланд, не дожив нескольких дней до дня рождения –
ему должно было исполниться двадцать девять лет. Это было огромным ударом для
всех, кто его знал.
http://smena-online.ru/stories/frederik-bazil
•••
【】 Картины Базиля
http://www.hudojnik-impressionist.ru/bazille.htm
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий