2 февр. 2014 г.

<i><b>
     О Гертруде Стайн
</i></b>
<i>
  Вычеркнуть у автора даже самое короткое слово — всё равно что вычеркнуть всё.

  Внутри себя все мы одного возраста.

  Свободная женщина — это та, которая позволяет себе секс до свадьбы и работу после свадьбы.

  Вся молодежь, побывавшая на войне. Вы — потерянное поколение.

  Продолжайте делать то, что делаете. Прикидывайтесь, что вы это делаете, и так до тех пор, пока дело не будет сделано.

  Правильно брошенный мужчина возвращается как бумеранг.

  Забавно, что большинство мужчин гордятся двумя вещами, которые любой мужчина может делать в точности так же: напиваться и зачинать сыновей.

  Когда ты наконец получаешь то, что хотела, оказывается, что это вовсе не то, чего ты хотела.


Нина Геташвили

Гертруда Стайн и художники

О парижских вечерах у Гертруды Стайн написано много. Стоит перечислить лишь некоторых из ее гостей-художников: Анри Руссо и Жорж Брак, Франсис Пикабиа и Жюль Паскен, Хуан Грис и Мари Лорансен, Андре Дерен и Робер Делоне, Андре Массон и Жак Липшиц, Джекоб Эпштейн и Тристан Тцара, “очень неинтересные” футуристы во главе с Маринетти и Мэн Рэй. Список далеко не полон, а если вспомнить еще и бывавших у Стайнов литераторов, то станет понятно, что дом их был, по сути, одним из центров модернистской культуры первых десятилетий века, а госпожа Стайн — непосредственным свидетелем и участником самых значительных культурных событий того времени. Коллекция же, которую Лео и Гертруда начали собирать сразу после переезда в Париж, стала первым крупнейшим собранием новой живописи.

Непосвященному читателю может показаться естественным, что в приведенном выше списке едва ли не все имена звездные. Однако феномен в том и состоит, что покупалось искусство “непроверенное”. Когда еще не были выработаны критерии его восприятия и определены основные черты. Когда оно еще вовсе не считалось “дорогим” и вкладывать в него деньги было весьма рискованно. Когда критерии отбора диктовались одной только интуицией. А дружба с художниками славы никак не прибавляла и укреплению репутации не способствовала, ибо ни один из тех, кому сегодня посвящены тома и тома искусствоведческих трудов, не был тогда знаменит. Более того, почти все они слыли скорее изгоями.

Все началось с “отшельника из Экса” — Поля Сезанна. Рекомендация Бернарда Беренсона привела Лео и Гертруду Стайн в поисках картин незнакомого им еще художника в галерею Амбруаза Воллара. Первой покупкой был “маленький зеленый пейзаж”. Затем наступила очередь “Женского портрета”, который на долгие годы занял место в кабинете писательницы и, по ее словам, стал объектом внимательного изучения и образцом нового отношения к форме.

“Это была очень важная покупка, потому что глядя и глядя на эту картину Гертруда Стайн написала Три жизни”. Учтем время покупки, 1903 год, и отдадим должное чутью коллекционеров. Ибо в тот момент, когда покупалась картина, имя Сезанна лишь набирало известность. И еще очень громко звучала язвительная критика в его адрес. В 1903 году в связи с состоявшейся в Париже аукционной распродажей вещей Эмиля Золя (а работы Сезанна, гимназического друга писателя, пылились на чердаке его дома) в одной из газет можно было прочесть:

“Здесь был десяток произведений, пейзажей или портретов, подписанных неким господином Сезанном... Люди корчились от смеха, глядя на голову темноволосого бородатого мужчины, чьи щеки, выбитые шпателем, казалось, покрыты экземой... Если прав Сезанн, то все великие мастера кисти заблуждались”.

Гертруда Стайн в правоту Сезанна уверовала. Более того, его наглядные уроки оказались усвоенными начинающей писательницей. Они состояли, кроме всего прочего, и в упрощении формы — ради выявления ее материальной основы, в сдвиге пространственно-композиционных и ритмических структур (в искусствоведческом лексиконе нет термина “инверсия”, который с легкостью применим к письму Стайн, однако он справедлив и в отношении живописи Сезанна).


БАГРОВЫЕ ЛИЦА

Красные флаги повод для хорошеньких флагов.
И лент.
Ленты на флагах
И пошивочный материал
Причина для пошивочного материала.
Доставить удовольствие.
Не могли бы вы предоставить мне области.
Области и страну.
Области и колеса.
Все колеса прекрасны.
Энтузиазм.


СТРОФЫ

Вот что я хочу сказать
Нет начала у конца
Но есть начало и конец
У начала.
Почему да разумеется.
Всякий может понять что север разумеется
Это не просто север но север как север
Почему они беспокоились.
Вот что я хочу сказать.
Да разумеется.

НИЧЕГО ИЗЯЩНОГО

Очарование одно лишь очарование сомнительно. Если красное это розовое и калитка окружает его, если середина допускается внутрь и места меняются то конечно что-то выправляется. Это правда.

Г.Стайн

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий