<u><i>
1849
— Торжественно освящён Большой Кремлёвский дворец в Москве.
</u></i>
<i>
Большой
Кремлевский дворец стоит на высоком Боровицком холме. Главный фасад здания
смотрит в стороны Москвы-реки. Дворец был построен в период с 1838-1849 годы.
Проект разработала группа русских архитекторов, таких как Чичагов, Герасимов,
Бакарев, Рихтер и другие. Возглавлял эту группу известный архитектор К.А. Тон.
Большой Кремлевский дворец служил временной резиденцией императорской семьи во
время пребывания в Москве. Раньше на этом месте существовал дворец, построенный
в 18 веке архитектором В. Растрелли, а до этого – великокняжеский дворец Ивана
III.
Исторически
сложилось так, что после переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург, дворцы
Кремля утратили свое былое значение. Некоторые из них использовались различные
московские правительственные департаменты, остальная часть постепенно приходила
в упадок или погибала от пожаров. В годы правления царицы Анны Иоанновны,
которая значительную часть времени проводила в Москве, дворцам уделялось больше
внимания, но большой Кремлевский дворец того времени все больше ветшал. Дело в
том, что построенный для нужд московских князей средневековья, он уже не
отвечал современным требованиям. Так, еще при Анне Иоанновне на подклетах
старого кремлевского дворца по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли построили
Зимний Анненгоф – деревянный дворец в стиле барокко.
При
императрице Елизавете Петровне императорский двор вновь обитал в
Санкт-Петербурге, но в Кремле все равно было решено построить новую царскую
резиденция. В рамках осуществления этого проекта в 1749 году снесли Среднюю,
Столовую и Набережную палаты, а на их месте возвели новый дворец в стиле
барокко. Новое здание внешне напоминало Большой Петергофский дворец. На
массивном нижнем ярусе подклета с прорезными арками возвышался изящный этаж с
центральным ризалитом, где находился аудиенц-зал, а по бокам от него были
устроены жилые покои императрицы и покои приближенных.
Когда
на трон взошла Екатерина II, то этот дворец был признан не соответствующим
величию Российской империи, его было решено заменить новым строением. В 1768
году известный архитектор В.И. Баженов разработал проект и создал
крупномасштабный макет нового дворца. Он должен был располагаться на всей
приречной территории Кремля, распространяясь от берега Москвы-реки на весь
Боровицкий холм. В 1770 году разрушили кремлевскую стену между Тайницкими
воротами, Петровской, Первой и Второй Безымянной башней. Также разрушили ряд
приказов, располагавшихся внутри Кремля, тянувшихся от Архангельского собора на
восток. В 1773 году состоялась торжественная закладка нового дворца, но спустя
некоторое время было решено, что такой масштабный проект нецелесообразен, и уже
в 1774 году строительство остановили. Разрушенную кремлевскую стену и башни
восстановили, а вместо грандиозного дворца было построено лишь здание для
московского отделения Сената. Старый дворец отремонтировали и перестроили.
► ►
Вплоть до 1812 года не возникало новых попыток
обновить дворец, но начало строительства храма Христа Спасителя вновь поставило
вопрос о строительстве нового кремлевского дворца, который бы символизировал
обновление Москвы. Новая резиденция строилась по инициативе Николая I. В 1837
году архитектору Константину Тону, автору проекта храма Христа Спасителя, было
поручено разработать проект нового дворца в Кремле.
Возводя
дворцовый комплекс, Константин Тон в некоторой мере повторял планировку
предыдущего дворца, а архитектурное оформление перекликается с легендарными
архитектурными сооружениями древности. Например, аркада первого этажа
напоминает о подклете зодчего Алевиза, а терраса над ней похожа на старинное
гульбище. Зимний сад, устроенный над переходом можно сравнить с висячими
садами. Декор фасадов второго этажа несколько схож с оформлением Теремного
дворца, расположенного по соседству.
При
строительстве Большого Кремлевского дворца Тон применил новый прием – это было
первое в русской архитектуре сооружение с большепролетными облегченными
кирпичными сводами, металлическими стропильными конструкциями кровель. Также
при возведении здания использовался новый строительный материал – цемент.
Великолепная
внутренняя отделка помещений дворца выполнена в разных стилях, начиная
ренессансом и заканчивая византийско-русским. Каждый дворцовый зал заслуживает
отдельного описания. Пожалуй, самый красивый – Георгиевский, названный в честь
Ордена св. Георгия Победоносца – самого высокого и почитаемого ордена в русской
армии, учрежденного в 1769 году для награждения офицеров и генералов. Девизом
ордена было выражение "За службу и храбрость". В зале расположены
мраморные доски с высеченными названиями 545 полков, флотских экипажей и
батарей и более 10 000 фамилий офицеров и генералов, награжденных этим орденом.
Среди кавалеров Георгиевского ордена такие люди как Александр Суворов, Михаил
Кутузов, Петр Багратион, Федор Ушаков, Павел Нахимов.
❍ Картинки
https://www.google.ru/search?q=%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B0&newwindow=1&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=VBdMU9aYJYj8ywPcqIDADg&ved=0CD0QsAQ&biw=1067&bih=517
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий