<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<
<i> <b>░ ▒ ▓ Из московских журналов ЪЪЪ ░ ▒ ▓ </i> </b>
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<
<i>
▒ ИСТОРИЧЕСКИЕ
СЮЖЕТЫ
Царская свадьба
Продолжение
Молодых обсыпали хмелем, символом плодородия, и
обмахивали связками соболей, символом богатства.
В это время гостей угощали хлебом и сыром. Особо
почетным гостям дружка жениха подавал угощение с царского стола. От имени
невесты жениху вручались символические подарки (если невеста была из небогатой
семьи, подарки готовились за счет казны). А от имени молодых подарки вручались
родным, родственникам, особо почетным гостям.
Следующим этапом ритуала было прощание невесты с
родителями, которые передавали её жениху. После этого молодые отправлялись в
собор на венчание. До второй половины XVII века венчания проводились в
Благовещенском соборе, а затем в Успенском. Летом под перезвон колоколов
молодые шли, взявшись за руки, по дорожке, устланной коврами и драгоценными
тканями.
Зимой же жених в сопровождении свиты первым выезжал
верхом или в санях и ждал невесту у собора, куда её привозили в разукрашенных
санях. Иногда для большей торжественности подобный способ передвижения на
венчание использовался и летом.
Сам обряд венчания практически не отличался от того,
что проводится в православных церквях в наши дни. После венчания все
возвращались в Грановитую палату, где проводился свадебный пир. Царь с царицей
садились за стол, на котором теперь были выставлены яства, а гостей рассаживали
в соответствии с заранее составленной росписью.
По традиции молодожены на свадебном пиру не ели и не
пили, но блюда и вина с их стола могли посылаться особо почетным гостям.
На пиру царь с царицей оставались недолго. Обычно
после третей смены блюд они в сопровождении тысяцкого, дружек и постельничих
отправлялись в опочивальню, куда им приносили на скатерти блюда с царского
стола, включающие традиционную жареную курицу.
Перед опочивальней жена тысяцкого, одетая в овчинную
шубу навыворот, осыпала молодых хмелем. В опочивальне возвышалась громадная
постель, увенчанная балдахином, сооружение которой проводилось по особым
правилам.
Сначала укладывались ржаные снопы, покрываемые
коврами, затем перины, накрытые шелковой простыней, изголовье, подушки, пуховые
и меховые одеяла, специальное покрывало. Постель получалась высокой, поэтому
перед ней ставилась скамеечка. В ноги на постель дополнительно могли уложить
царскую шубу.
После ухода царя и царицы свадебный пир продолжался
под руководством тысяцкого, но на нем оставались только мужчины. Вслед за
молодыми с общего пира уходили женщины, для них накрывали столы в палатах
царицы.
Утром молодые мылись в бане. Царь вместе с тысяцким
и дружками, которые натирали его медом и вином, а царица со своими боярынями.
Завтракали молодожены отдельно от гостей на царской половине, куда могли быть
приглашены избранные гости. Свадебные торжества продолжались еще несколько
дней.
Давались отдельные пиры от имени царя и царицы,
продолжался прием поздравлений. Всем, кто участвовал в свадебных торжествах,
раздавались подарки, многие получали очередные чины, поместья, денежные
выплаты. В Москве выставлялись угощения для простого люда, раздавались царские
милостыни, могла проводиться частичная амнистия узников.
Правителям иностранных государств направлялись
специальные послания. Во все концы страны отправляли гонцов с известием о
царской женитьбе и царице, за здравие которой теперь следует молиться.
Последний раз подобный свадебный ритуал проводился,
когда женили Петра I на дочери окольничего Евдокии Лопухиной в январе 1689
года. В годы правления Петра многие исконно русские традиции стали уступать
место ритуалам, пришедшим из-за границы.
Не избежали этого и царские свадьбы, в которых
неизменным оставалось только венчание. Любопытно, что чем дальше от престола,
тем меньше изменений вносилось в свадебные обряды. Так, в крестьянской среде
свадебные ритуалы без особых изменений просуществовали до начала ХХ века.
Традиции живучи, и в современных свадебных ритуалах
сохранились многие отголоски той далекой эпохи.
░ ▒ ▓ http://storyfiles.blogspot.ru/2014/05/blog-post_4987.html#more
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий