25 мая 2014 г.

<i><b>
  ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ  </i></b>
<u><i>
1905 — в Каннах покончил с собой один из самых богатых людей России, меценат Савва Морозов.
</u> </i>
<i>
БОРИС НОСИК

Когда садится за море ласковое солнце Ривьеры, стихают звуки музыки и всплески голосов на улицах города-курорта Канны, то в благоухающих его садах, на старых виллах, на опустевших пляжах оживают воспоминания, тревожат душу былые тайны... Одна из них с неизменностью приходит мне на мысль, когда я прохожу по Южной улице Канн (ruе du Midi), мимо былого “Королевского отеля” (Hotel Royal) ... Это здесь 13 мая 1905 года кончил свои дни — покончил с собой или был убит — знаменитый русский промышленник, богач, меценат, реформатор промышленности и общественный деятель, друг Чехова, Шаляпина, Станиславского и, как ему казалось, Горького, — Савва Тимофеевич Морозов.

 Скоро уже сто лет минет с того страшного дня, а туман, окружавший эпоху, еще не рассеялся, хотя многое в той майской истории 1905 года стало нынче яснее (и страшнее), а в иные из считавшихся вполне авторитетными романтических придумок, которые вдохновила эта смерть, верится еще слабее, чем раньше. Итак, Савва Тимофеевич Морозов...

Он был достойный продолжатель династии, потомок знаменитого Саввы Васильевича Морозова, который, оставив отцовский рыбачий промысел и испробовав много профессий, в конце концов основал в подмосковном Орехово-Зуеве ткацкое дело. Благодаря своему трудолюбию, таланту и честности он разбогател, выкупил из крепостной зависимости своих сыновей, пригласил “немца”, помогшего оснастить его Никольскую мануфактуру новейшими английскими машинами, и умер добрым старообрядцем (несмотря на греховное пристрастие к табаку) в 1862 году (92-х лет от роду).

Сын его Тимофей Саввич соединял старообрядческую религиозность с европейского типа коммерческим талантом и умер на своей крымской даче коленопреклоненным, во время молитвы (в 1889 году). Вдова его Мария Федоровна была ревнительницей “старой веры” и щедрой меценаткой, пожертвовавшей многие сотни тысяч не только на высшее техническое училище в Москве (впоследствии МВТУ), на театр для рабочих и богадельню, но даже и на восстановление сгоревшей синагоги в белорусском местечке.


Савва Тимофеевич жертвовал на социал-демократов, в частности, на ленинских большевиков. Легко предположить, что при этом Савва не вникал ни в истинные намерения Ильича, ни в заметные при близком рассмотрении страшноватые черты характера будущего диктатора. Ему было не до того, к тому же при нем была женщина “от Ильича”. Как это ни печально, но и в данном случае совет недоверчивых французов мог бы сгодиться: “Ищи женщину! Шерше ла фам!” Женщина была актриса.

В последние годы своей жизни артистичный Савва Морозов пережил сильное увлечение Художественным театром, МХАТом. Он и раньше увлекался театром, и в том, что его с такой силой захватили идеи купеческого сына Кости Алексеева (он же К. С. Станиславский) о новом, высокохудожественном и вдобавок “общедоступном” театре, — в этом не было ничего странного. Савва стал щедро вкладывать деньги в новый театр, по существу он был одним из создателей театра: недаром же и сквозь самые страшные годы беспартийный бюст Саввы уцелел под крышей театра.

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
   Полностью читать http://magazines.russ.ru/zvezda/2003/9/nosik.html
   Картинки
https://www.google.ru/search?q=%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8C+%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B2%D1%8B+%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=KC2CU8elLMisyAPHxYCYBg&ved=0CAYQ_AUoAQ&biw=1067&bih=517

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий