25 июн. 2014 г.

<i><b> Преданья старины… </i></b>
<i><b>
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

Смутные дни Гришки Распутина

</i> </b>
<i>
Очевидно, что ответ на вопрос, кем же на самом деле был Распутин, является крайне важным с идеологической точки зрения. Владимир Ленин, комментируя правление Николая II, написал: «Этот материал рисовал страшную картину всеобщего разложения и моральной деградации, ...гнилость, гнусность, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе».

Последователи же Распутина, напротив отрицают записки Вырубовой, мол, это слишком гнусно, чтобы быть правдой. Вдобавок многочисленные версии дневника явно противоречили исторической правде.

Но то, что Щеголев имел репутацию эксперта по последним годам Российской Империи, в то время не вызывало сомнений. Достаточно, вспомнить дело провокатора Окладского-Петровского, которое слушалось в Верховном Суде в 1925 году. Щеголев в рамках этого дела поведал о глубоко законспирированном агенте царской слежки Гогельман-Ландензан-Гартинг, выследившем в 90-х годах 19-го века в Петербурге кружок Истомина – Фойницкого. «Щеголев знает всё!», - потрясенный эрудицией историка, написал тогда корреспондент «Красной газеты», присутствующий на процессе.

Так вот, историк Щеголев, комментируя пьесу, сказал: «Опубликованные и неопубликованные материалы дали так много для пьесы, что нам почти не пришлось прибегать к выдумке».

Пьеса «Заговор императрицы» начинается без предисловия. В Трубецком бастионе 6 мая 1917 года заседает Чрезвычайная следственная комиссия, заседание которой начинается речью председателя: «Сейчас мы прикоснемся к тому главному и тайному центру, где в последние месяцы императорского режима делалась внутренняя политика.

Этот центр – кучка изуверов и авантюристов, – я говорю о Вырубовой, Распутине, министре внутренних дел Протопопове, министре юстиции Добровольском, аферисте князе Андроникове, журналисте-охраннике Манасевиче-Мануйлове, банкире Дмитрии Рубинштейне, ювелире Симановиче и так далее, – эта пестрая компания возглавлялась императрицей Александрой Федоровной».

В отличие от современных писателей-историков Алексей Толстой писал о том, что ему было известно из собственной жизни, с учетом фактуры, предоставленной экспертом Щеголевым. Достаточно сказать, что пьеса с успехом шла на сцене Берлинского театра Эрвина Пискатора под названием «Распутин, Романовы, война и восставший против них народ».

По словам актера Н. Ф. Монахова, который играл роль Распутина в Большом Драматическом театре Ленинграда, спектакли пользовалась огромной популярностью среди зрителей благодаря узнаваемости недавних событий. Следует также подчеркнуть, что оформлением пьесы занимался академик архитектуры Владимир Щуко, пожалуй, самый востребованный петербургский архитектор, который проектировал загородные усадьбы высшей знати именно тогда, когда Распутин жил в северной столице.

В последствие на основе этой пьесы был составлен киносценарий «Заговор Распутина». Авторы сознательно изменили название и перенесли основное внимание на Распутина, как бы подчеркивая вторичную роль императрицы Александры Федоровны, по сути ставшей заложницей жизненной ситуации с больным ребенком.
Мнение о том, что Алексей Толстой сознательно искажал действительность по конъюнктурным соображениям, не соответствует действительности.

Современники Толстого подчеркивали, что писатель, являясь по складу ума государственником, понимал, что последнего русского императора к личной трагедии и к национальной катастрофе привели беспринципность и слабоволие, приоритет узколичных интересов над государственными, правовая избирательность.

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

Фотографии Распутина
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

 </i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий