18 сент. 2014 г.

<b> ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ и журналовЪ   </b>
<u>
    ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ…
</u>
Одесссское…
<i>
Идут по улице два еврея. Один тяжело вздыхает. Второй спрашивает:
- В чем дело, Изя?
- Ой, вот я сейчас иду на работу, а к моей Саре может прийти Зяма
и переночевать!
- Что вы, Изя! Сейчас же день, он не сможет переночевать!
- Ой, вы не знаете Зяму - такой может и днем переночевать!
 
- Это правда, что в Одессе всегда отвечают вопросом на вопрос?
- Кто вам это сказал?!
Одесса, тихий дворик, в окне скучающий Семён. Он обращается к прохожему:
- Жора, таки вы куда?
- Да нет, я домой!
</i> 
◖◗

<b> Легенды Одессы: Академик и «босяк» </b> 

Нет, что-то происходит в этом месте на берегу Чёрного моря! То ли, как гласят греческие мифы, волшебные ключи Иппокрены, пробуждающие творчество и вдохновение, забили из одесской почвы ключами Большого Фонтана, и оказались более живительными, чем мифологические, то ли здесь писатели, даже освоившиеся со званием академиков, лишь испив глоток одесского воздуха, напрочь лишались серьёзности и впадали в озорное безумие.

<u> ПАРИЖСКИЕ АРОМАТЫ ЛЮСТДОРФА</u>
<i> 
Сердцу не прикажешь, когда и кого ему любить. Особенно город, тем паче такой, как Одесса. Бунин полюбил Одессу не за парадный блеск, а за простой южный нрав. Кстати, и увидел он её впервые не с парадного подъезда, а ночью, с борта парохода общества РОПиТ, швартующегося у сонного причала. Что-то мистическое, оперно-фаустовское встретило его в тот ночной час. Много лет спустя он будет вспоминать это, уже оказавшись в эмигрантском далеке:

«Электрические высоко висящие огни в пустом и тихом порту. Тени пакгаузов. Крысы. Мачты барок качающиеся мерно, дремотно, будто сожалея о чём-то. И вдруг голос за спиной:

— Одесса. Выходим-с! — это пароходный лакей, похожий на Ницше, густо усатый, рыжий».

Но проходит ещё пара часов, растворяется ночь, флёр уплывает вверх, как тюль в сказочной театральной постановке, тайны отступают, и город, как сказочный град Леденец, прямо на глазах вырастает на зелёном постаменте обрывов под колдовскую музыку Римского-Корсакова. Но скорее не влюблён, а восхищён был Бунин. Ведь было чем — город на «ять»! Иван Алексеевич «уважал» Одессу за её размеренно-южный уклад жизни, за неторопливость её летних дней, изящно смешивающих где-нибудь в Люстдорфе запах парижских лориганов и жареных коропчаков. Здесь можно было нырнуть со скалки в напичканное йодом море, а, вынырнув, узреть в вершке от себя до боли знакомую лохматую голову с раскосыми зоркими глазами. А с берега хозяин дачи, у которого только вчера вечером вы обосновались, уже кричит:

— Это Куприн. Александр Иванович. Познакомьтесь.

Но руки друг другу не подавали — глубоко. Начнёшь церемонии да рукопожатия разводить — и пойдёшь ко дну.

Здесь знакомились мгновенно. Но не мимолётно, а на долгие годы. Разговоры вели совсем не дачные, а возвышенные — о художественной целостности, о стиле. Что вы хотите — Бунин и Куприн!

Сошлись быстро, как будто ждали друг друга вечность. Почему-то сразу стали называть один другого то Гастоном, то Альбертом, а то просто Васей и Петей, хохоча при этом до колик.

Иван Алексеевич наслаждался новой дружбой на фоне удивительного южного города. Он просто был ошеломлён, что встретил человека, художественно чувствующего, как и он сам. Щедрый по натуре, уговаривал Куприна писать, писать. Куприн же был как-то подавлен.

— Не знаю, о чём писать. Сумбур какой-то. Нет темы — чтобы на бумагу просилась.

— Да возьмите у меня что-нибудь. Меня темы просто распирают. Хоть бы вот это: стоит новобранец на часах, деревню вспоминает, сильно тоскует. Вы ведь знаете солдатскую жизнь. Это будут читать.

— Как же это писать, если я деревню плохо знаю. Что-то напутаю — засмеют.

— Чепуха! — ершился Иван Алексеевич. — Я вам про деревню всё расскажу, у меня такие «вкусные» детальки есть.

И несколько часов, гуляя по склонам Люстдорфа, он добросовестно прилаживал на скелет сюжета шагреневу кожу вымысла. А когда подходили к дому, от былой апатии не было и следа. Потом всю ночь в комнате Александра Ивановича горел свет. И вскоре популярный журнал печатал прекрасный куприновский рассказ «Ночная смена».
</i> 
◖◗
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Продолжение следует…
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

Комментариев нет:

Отправить комментарий