<b>
Из московских журналов ЪЪЪ сто и более лет Ъ тому
назад Ъ </b>
✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣
ИСТОРИЧЕСКИЕ
СЮЖЕТЫ
<b> Немытая
Европа</b>
✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
<i>
«Монахи чувствовали
себя знатоками в искусстве врачевания и с полным правом давали рекомендации».
Основная проблема была в самой порочной логике такого лечения — если улучшение
у больного не наступало, то вывод делался только один — крови выпустили слишком
мало. И выпускали еще и еще, пока больной от потери крови не умирал.
Кровопускание, как излюбленный метод лечения всех болезней, унесло, вероятно,
жизней не менее, чем чума.
Была в средневековой
Европе и хирургия. Даже если хирург научился резать быстро — а к этому они и
стремились, памятуя Гиппократа: «Причиняющее боль должно быть в них наиболее
короткое время, а это будет, когда сечение выполняется скоро» — то из-за
отсутствия обезболивания даже виртуозная техника хирурга выручала лишь в редких
случаях.
В Древнем Египте
попытки обезболивания делались уже в V–III тысячелетиях до н.э. Анестезия в
Древней Греции и Риме, в Древнем Китае и Индии осуществлялась с использованием
настоек мандрагоры, белладонны, опия и т.п., в ХV-ХIII веках до н.э. для этой
цели был впервые применен алкоголь. Но в христианской Европе обо всем этом
позабыли.
Широко распространяются
в средневековье лекарства из трупов и размолотых костей. Гарманн приводит также
рецепт «божественной воды», названной так за свои чудесные свойства: берется
целиком труп человека, отличавшегося при жизни добрым здоровьем, но умершего
насильственной смертью; мясо, кости и внутренности разрезаются на мелкие
кусочки; все смешивается и с помощью перегонки превращается в жидкость.
░ ▒
Нарочитое пренебрежение к смерти и презрение к
земной жизни проявилось в таком явлении, как мода на человеческие черепа. Историк
Рат-Вег поражался такому обычаю, широко распространенном в Европе еще в 18-ом
веке:
«Трудно представить, что человеческий череп когда-то
был предметом моды. Ненормальная мода родилась в Париже в 1751 году.
Знатные дамы устанавливали череп на туалетный
столик, украшали его разноцветными лентами, устанавливали в него горящую свечу
и временами погружались в благоговейное созерцание». Но удивляться тут особенно
нечему — у такого отношения к человеческим останкам глубокие корни. Христиане
тысячелетие насаждали культ поклонения мощам. Как известно, первые христиане
жили в катакомбах в окружении трупов.
Для языческой культуры это было неприемлемым
явлением. Евнапий из Сард в IV веке описывал осквернение христианами языческого
храма Сераписа: «они привели в это священное место так называемых монахов,
которые имеют хотя человеческий образ, но …. собирают кости и черепа людей,
уличенных в преступлениях и казненных по приговору суда, выдают их за богов и
повергаются ниц перед ними».
Этим культом мертвых тел, а также культом
евхаристии, Церковь добилась того, что народ в Европе еще в 17-ом веке свято
верил, что истертые в порошок черепа и костяшки пальцев очень полезны для
здоровья. Из обожженных костей счастливых супругов или страстных любовников
приготовляли возбуждающий любовный напиток.
</i>
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
░ ▒ Продолжение
следует…
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Комментариев нет:
Отправить комментарий