21 окт. 2014 г.


▒ Евгений Львович Шварц 

✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ 

Творчество Шварца запоминается, прежде всего, добротой, сквозящей в каждой строчке, в каждом абзаце. Каждый знает фильмы, снятые по его пьесам: «Обыкновенное чудо», «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Дон Кихот», спектакли «Тень», «Голый король» 

Из воспоминаний об Е.Шварце Леонида Пантелеева 

Познакомились мы с ним в апреле 1926 года и чуть ли не с первого дня знакомства перешли на «ты». Это не значит, что мы стали друзьями, — нет, я мог бы, пожалуй, назвать несколько десятков человек, которым Шварц говорил «ты» и которые никогда не были его друзьями. И, наоборот, ко многим близким ему людям (к таким, как Д.Д.Шостакович, Г.М.Козинцев, Л.Н.Рахманов, М.В.Войно-Ясенецкий, академик В.И.Смирнов) он до конца дней своих обращался на «вы».

Его характер, то, что он во всяком обществе становился душой этого общества, делали его несколько фамильярным. Многих он называл просто по фамилии. И не каждому это нравилось.

Помню, как рассердилась и обиделась Тамара Григорьевна Габбе, человек умный, остроумный, понимающий шутку, когда Шварц пришел в редакцию и, проходя мимо ее столика, спросил: — Как дела, Габбе? Тамара Григорьевна вспыхнула и загорелась, как только она одна могла загораться: — Почему вы таким странным образом обращаетесь ко мне, Евгений Львович? Насколько я знаю, мы с вами за одной партой в реальном училище не сидели!

Рассказывали мне об этом и она и он. Она — с ядовитым юмором, возмущенная, он — с искренним, простодушным удивлением: дескать, чего она обиделась?

x x x

…Он очень долго считал себя несостоявшимся писателем

- Слишком уж быстро прошла молодость. А в молодости, да и недавно еще совсем, казалось — все впереди, все успеется… У тебя этого не было? В молодости Евгений Львович был немножко ленив и, пожалуй, работал не всегда серьезно, не берег и не оттачивал свой большой талант. Но я его таким уже почти не помню. Когда мы с ним сошлись близко, он был всегда, постоянно, каждый час и каждую минуту поглощен работой, даже на прогулке, за едой, даже когда шутил или говорил о вещах посторонних…

Начинал он когда-то, в двадцатые годы, со стихов, писал сказки и рассказы для детей, долго и много работал для тюзовской сцены… Все это – и пьесы, и рассказы, и стихи для детей — было написано талантливой рукой, с блеском, с искрометным шварцевским юмором. Но полного удовлетворения эта работа ему не доставляла

- Ты знаешь, до сих пор не могу найти себя, — жаловался он мне
-Двадцать пять лет пишу, сволочь такая, для театра, а косноязычен, как последний юродивый на паперти…

Конечно, это было сильным самокритическим преувеличением, но была здесь, как говорится, и доля истины. Многие (в том числе и С.Я.Маршак) очень долго считали, что Евгений Львович принадлежит к числу тех писателей, которые говорят, рассказывают лучше, чем пишут.

Рассказчиком, импровизатором Евгений Львович действительно был превосходным. А писать ему было труднее.
В конце сороковых годов он на моих глазах мучительно «искал свой слог».

В то время ему было уже за пятьдесят, а он, как начинающий литератор, просиживал часами над каждой страничкой и над каждой строкой. Бывать у него в то время было тоже мучительно. Помню, он читал мне первые главы повести, о которой при всей моей любви и уважении к автору я не мог сказать ни одного доброго слова. Это было что-то холодное, вымученное, безжизненное, нечто вне времени и пространства, напоминавшее мне не формалистов даже, а то, что сочиняли когда-то в давние времена эпигоны формалистов.

Он сам, конечно, понимал, что это очень плохо, но критику, даже самую деликатную, воспринимал болезненно, сердился, огорчался, терял чувство юмора. Критика же несправедливая, грубая буквально укладывала его в постель.

Он был очень легко раним. И был тщеславен.

Однако это было такое тщеславие, которому я даже немножко завидовал. В нем было что-то трогательное, мальчишеское.

Помню, зашел у нас как-то разговор о славе, и я сказал, что никогда не искал ее, что она, вероятно, только мешала бы мне.

- Ах, что ты! Что ты! — воскликнул Евгений Львович с какой-то застенчивой и вместе с тем восторженной улыбкой. — Как ты можешь так говорить! Что может быть прекраснее. Слава!!! И вместе с тем это был человек исключительно скромный. Например, он никогда не употреблял по отношению к себе слова «писатель».

- Ты знаешь, — говорил он, — сказать о себе: «я драматург» — я могу.
Это профессия. А сказать: «я писатель» — стыдно, все равно что сказать: «я красавец» 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
♮♮ • ♮♮ 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 



Ведь он все-таки лучше, чем Дракон. У него есть руки, ноги, а чешуи нету. Ведь все-таки он хоть и президент, а человек. 


Верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец. 


Все мы запутались в своей собственной паутине. 


Вы так невинны, что можете сказать совершенно страшные вещи. 


Деревья и те вздыхают, когда их рубят. 


Детей надо баловать – тогда из них вырастают настоящие разбойники. 


Единственный способ избавиться от драконов - это иметь своего собственного. 


Есть вещи более сильные, чем деньги. 


Из-за слабости нашей гибли самые сильные, самые добрые, самые нетерпеливые. Камни и те поумнели бы. А мы все-таки люди. 


Каждая собака прыгает, как безумная, когда ее спустишь с цепи, а потом сама бежит в конуру. 


Когда тебе тепло и мягко, мудрее дремать и помалкивать. 


Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым. 


Лучшее украшение девушки – скромность и прозрачное платьице. 


Любовь помогает нам делать настоящие чудеса. 


Меня утешает, что я оставляю тебе прожженные души, дырявые души, мертвые души. 


Мне так надоело самой себе дарить подарки в день рождения и на праздники! Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди! 


Мы, настоящие феи, до того впечатлительны, что стареем и молодеем так же легко, как вы, люди, краснеете и бледнеете. Горе старит нас, а радость - молодит. 


Не бойтесь! Жалейте друг друга. Жалейте - и вы будете счастливы! Честное слово, это правда, чистая правда, самая чистая правда, какая есть на земле. 


Неужели не дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно. 


Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь. 


Разорвите паутину, в которой вы все запутались. 


Связи связями, но надо же и совесть иметь. 


Сегодня вы скажете, что деньги ничего не стоят, завтра - что богатые и почтенные люди ничего не стоят... 


Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец! Слава безумцам, которые живут себе так, будто они бессмертны! 


Слово короля - золотое слово. 


У меня бывали дни, когда я так уставала, что мне даже во сне снилось, будто я хочу спать! 


У меня столько связей, что можно с ума сойти от усталости, поддерживая их. 


Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал отдыхать. 


Что враги сделают нам, пока сердца наши горячи? Да ничего! 


Эх, жалко - королевство маловато, разгуляться негде! Ну ничего! Я поссорюсь с соседями! 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
♮♮ • ♮♮ 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡ 
✠ ✠ http://www.pravmir.ru/evgenij-shvarc-pishu-vse-krome-donosov-k-50-letiyu-so-dnya-smerti/ 
♠♠ Картинки. Фотографии 
https://www.google.co.il/search?q=%D0%B5%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87+%D1%88%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%86&sa=N&espv=2&biw=846&bih=455&tbm=isch&tbo=u&source=univ&ei=cU9GVJSjJJbfaruYguAH&ved=0CBkQsAQ4Cg 

Комментариев нет:

Отправить комментарий