ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ
Не врут календари… ✍
<b> <u>☛ 1512 — впервые был
показан публике потолок Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело. ☚ </u> </b>
『』
Юлий II поручил Микеланджело роспись потолка Сикстинской
капеллы, церкви римских понтификов, в которой проводились выборы пап,
наполовину церковь, наполовину крепость. Она была построена в 1470-е годы дядей
Юлия, папой Сикстом IV, по имени которого и получила свое название. Сикстинская
капелла представляет собой обширное помещение в 34 м длины, 12 м ширины и 20 м
высоты. В начале 1480-х годов алтарная и боковые стены были украшены фресками с
евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея, в создании которых
участвовали Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли. Над ними находились
портреты пап, а свод оставался пустым.
Микеланджело, обладавший минимальным опытом живописца,
должен был работать в аварийном здании, на высоте 20 метров над полом. Солдаты
понтифика сали в казематах, распологавшихся над сводом, который предстояло
украсить фресками Буонарроти.
Ни одному итальянскому живописцу не приходилось до этого
браться за такую гигантскую роспись: около шестисот квадратных метров! Да еще
не на стене, а на потолке.
Микеланджело, обладавший минимальным опытом живописца, начал
эту работу 10 мая 1508 г. и закончил 5 сентября 1512 г. Более четырех лет
труда, требовавшего почти сверхчеловеческого духовного и физического
напряжения. Наглядное представление об этом дают такие саркастические стихи
Микеланджело:
<i>
Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода
В Ломбардии — нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь как у гарпий; череп мне на злобу
Полез к горбу; и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;
Сместились бедра начисто в живот;
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.
</i>
『』
Лежа на лесах на спине, писал все сам, боясь что-либо доверить
ученикам. Папа торопил его, но Микеланджело не допускал грозного заказчика в
капеллу во время работы, а когда тот все же цроникал под ее своды, сбрасывал с
лесов, якобы нечаянно, доски, обращая в бегство разъяренного старика.
Объяснения же между ними были настолько бурными, что папа даже раз ударил его
посохом.
На потолке Сикстинской капеллы Микеланджело создавал образы, в
которых и по сей день мы видим высочайшее проявление человеческого гения и
человеческого дерзания. Между тем мысль о том, что какие-то недруги строят
против него козни, не покидала его.
<i> «Я не забочусь, — сообщал он в одном из своих писем, —
ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью
подозрений». </i>
А в другом письме (брату) заявлял с полным правом:
<i>
«Я тружусь через силу, больше чем любой человек, когда-либо
существовавший». </i>
В то время как Микеланджело расписывал потолок Сикстины, в том же
папском дворце Рафаэль украшал своей кистью личные покои Юлия II. В станцах,
расписанных Рафаэлем, мир показан в его величавой и радужной красоте. Как
хорошо — во всю высь и во всю ширь — открываются взору фрески Рафаэля,
созданные для нашего любования, и как радостно смотреть на них! Покойная и
упоительная радость.
Зритель воодушевляется сознанием, что и в нем заложена частица той
красоты, которую так щедро расточает Рафаэль в своих творениях. Но вот из
рафаэлевских станц мы проходим в Сикстинскую капеллу. Как трудно смотреть на
роспись Микеланджело, как утомительно все время запрокидывать голову!
『』
<i>
Титану, имя которому Микеланджело, дали расписывать плафон, и он
покрыл его титаническими образами, рожденными его воображением, мало заботясь о
том, как они будут «просматриваться» снизу, будь там внизу не только мы с вами,
но и сам грозный папа Юлий II. Однако и тот был потрясен величием созданного. И
все в тогдашнем Риме были потрясены, как и мы нынче. Потрясены, но не радостно
очарованы.
Да, это совсем иное искусство, чем рафаэлевское, утверждавшее
дивное равновесие реального мира. Микеланджело создает как бы свой,
титанический мир, который наполняет душу восторгом, но в то же время смятением,
ибо цель его, — решительно превзойдя природу, сотворить из человека титана. Как
заметил Вельфлин, Микеланджело «нарушил равновесие мира действительности и
отнял у Возрождения безмятежное наслаждение самим собой».
Он отнял у искусства этой эпохи безмятежность, нарушил
умиротворенное рафаэлевское равновесие, отнял у человека возможность покойного
любования собой. Но зато он пожелал показать человеку, каким он должен быть,
каким он может стать.
Об этом говорит Бернард Бернсон: «Микеланджело... создал такой
образ человека, который может подчинить себе землю, и, кто знает, может быть,
больше, чем землю!»
</i>
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
➲ http://www.mikelangelo.ru/txt/9sikstina.shtml
❍ Картинки
https://www.google.co.il/search?q=%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA+%D1%81%D0%B8%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D1%8B&sa=X&espv=2&biw=861&bih=455&tbm=isch&tbo=u&source=univ&ei=SadUVLTTBMzfasihgbAC&ved=0CCoQsAQ
❍
Комментариев нет:
Отправить комментарий