<b>Из московских журналов ЪЪЪ сто
и более лет Ъ тому назад Ъ </b>
✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣
ИСТОРИЧЕСКИЕ
СЮЖЕТЫ
<b> От
Волка Курицына до Микрона</b>
✣ □ ▪ ✣ □ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
□ ▪ ✣
<u> Иваны,
которые вовсе не тёзки </u>
<i>
Первыми носящими такие двойные имена стали князья и,
разумеется, первая русская святая – княгиня Ольга, или Хельга (варяжское имя,
означающее «святая»), выбравшая своей небесной покровительницей святую Елену.
Внук Ольги Владимир принял при крещении имя Василий, правнук Ярослав – имя
Георгий. По второму, а иногда и третьему имени можно было установить широту
международных связей. Среди княжон встречались Малфриды и Ингеборги.
Великий князь киевский Мстислав, имевший крестильное имя
Фёдор, в скандинавских и немецких источниках фигурировал как Харальд, а Андрей
Боголюбский имел второе тюркское имя Китай, доставшееся ему от матери,
половецкой княжны. Была и ещё одна особенность. Среди князей домонгольского
периода ни один не получал имени здравствующего отца. Это кажется странным,
если учесть, что имя обычно активно использовалось в династической борьбе и по
нему можно было сразу установить, какое место займут дети правителя в
наследовании и какой удел получат во владение.
Наречение сына именем правящей владетельной особы обычно
демонстрировало династическую преемственность власти и придавало ей
легитимность. А на Руси наследника называли исключительно в честь умершего
прославленного родича (имена людей с сомнительной репутацией или несчастливой судьбой
из династического списка имён вычёркивались навсегда).
</i>
░ ▒
<u>
</u>
<i>
Нежелание делать ребёнка тёзкой живого объяснялось всё
тем же осторожным отношением к имени. Оно воспринималось как некая материальная
часть личности, и «отбирать» её остерегались. Но позднее Рюриковичи нашли
весьма изящный способ обозначить преемственность, не нарушая эту традицию. Сына
нарекали именем отца, но получал он это имя в честь другого святого. То есть
имена совпадали, но небесные покровители были разными. Именно поэтому на Руси
было так много Иванов (Иоаннов).
Это имя в полных святцах встречается 170 раз (!), то
есть почти через день. Крестьяне, не мудрствуя лукаво, называли детей Иванами,
и в многодетной семье можно было встретить пять или семь Иванов, чьи именины
приходились на разные дни – Иоанна Постника, Иоанна Богослова, Иоанна
Лествичника, Иоанна Крестителя, Иоанна Златоуста, Иоанна Воина и прочих.
Так и царь Иван Грозный был назван в честь Иоанна
Предтечи, а его сын – в честь Иоанна Лествичника. Таким образом, крестильные
имена совпадали, но носители их были тёзками и в то же время нетёзками.
Неродовитые Романовы, пришедшие к власти, попытались
передать связь с предыдущей династией через имя Анастасия. Так звали первую
жену Ивана Грозного, благодаря родству с которой они получили престол. Слухи о
том, что Анастасию Романовну отравили, были сильны, но это не останавливало, и
её имя дали невесте царя Михаила Фёдоровича Марии Хлоповой, брак с которой не
состоялся из-за придворной интриги.
</i>
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
░ ▒ Продолжение
следует…
Комментариев нет:
Отправить комментарий