26 дек. 2014 г.

<b> День памяти


Осип Мандельштам
Юлиан Тувим
Исаак Шварц</b>


<u> Осип МАНДЕЛЬШТАМ</u>

         

В одном из юношеских стихотворений Мандельштам написал:

<i> Неужели я настоящий
И действительно смерть придет? </i>

А на вопрос Ирины Одоевцевой: "Осип Эмильевич, неужели вы правда не верите, что умрете?" - он ответил:
<i>
"Не то что не верю. Просто я не уверен в том, что умру. Я сомневаюсь в своей смерти. Не могу себе представить. Фантазии не хватает". <i>

Смерть пришла к нему в сталинских лагерях. Он был репрессирован за стихи, уничижительно рисовавшие Сталина. Но даже если бы не было антисталинских стихов, Мандельштам все равно был бы уничтожен - эолийский строй его мышления не вписывался в "гармонию" советской идеологии.

Точная дата и обстоятельства гибели Мандельштама многие годы были неизвестны.

"В июне сорокового года брата О [сипа] М[анделыптама], Шуру, вызвали в загс Бауманского района [г. Москвы] и вручили ему для меня свидетельство о смерти О. М. - пишет Н. Я. Мандельштам, вдова поэта.
- Возраст - 47 лет, дата смерти - 27 декабря 1938 года. Причина смерти - паралич сердца.

 Это можно перефразировать: он умер, потому что умер. Ведь паралич сердца это и есть смерть... и еще прибавлено: артериосклероз... По сведениям Хазина *, Мандельштам умер во время сыпного тифа".

По рассказам другого лагерника, Казарновского, Мандельштам умер так:

"Однажды, несмотря на крики и понукания, О. М. не сошел с нар. В те дни мороз крепчал... Всех погнали чистить снег, и О. М. остался один. Через несколько дней его сняли с нар и увезли в больницу. Вскоре Казарновский услышал, что О.М. умер и его похоронили, вернее, бросили в яму... Хоронили, разумеется, без гробов, раздетыми, если не голыми, чтобы не пропадало добро, по нескольку человек в одну яму - покойников всегда хватало,- и каждому к ноге привязывали бирку с номерком".



<u> Юлиан ТУВИМ</u>

         

<b> Тёмная ночь. </b>


Человек бредущий,
Присядь со мною,
Помолчим, посмотрим
В эту ночь тёмную.

Скинь с себя
Этот груз дубовый,
Отдохни, усталый.
В тёмную ночь людские очи
Вместе уставим.

Трудно молвить.
Ноша тянет.
Хлеб что камень.
Молвить нечего. Два камня,
В темень канем.


<u>Исаак ШВАРЦ </u>

   
<i>
«Часы стучат на полочке, / А я сижу в ермолочке <…> Сверкают в небе лампочки, / А мы летим, как звездочки», – это стихи Хармса, положенные на музыку композитором Леонидом Десятниковым. И эта летучая песенка с ее печальной нежностью и зыбкой иронией, нехитрым словарем и какой-то неуловимой тонкостью могла бы стать эпиграфом к жизни и работе музыканта и композитора Исаака Шварца.

 Тем не менее общепринятым мотто к разговорам о Шварце стали другие стихи. Их посвятил Шварцу Окуджава, близкий друг и соавтор:

«Музыкант играл на скрипке – я в глаза ему глядел. Я не то чтоб любопытствовал – я по небу летел».

 Меж тем Исаак Иосифович Шварц совершенно не играл на скрипке. Но другое в этих стихах очень точно. Всякий по небу летел под шварцевскую музыку.

Шварц и жил, как летел. Был любим публикой и друзьями, был востребован, необыкновенный талант и вкус, безупречное чувство текста, кадра, интонации ему не изменяло. От должностей, властей и статусов держался на расстоянии. Даже географически – селился поодаль. Говорят, его называли «Сиверским отшельником» – с 60-х и до последнего дня он жил на станции Сиверская недалеко от Гатчины.

Но если и был отчасти отшельником, то никак не затворником. О его остром уме, зубодробительном юморе, обаянии, тонкости, простоте в общении и каком-то трудно схватываемом, но ясно ощущаемом благородстве говорят все, кто с ним пересекался.

Его музыка – не только театральная или кинематографическая (киноработ у Шварца больше ста), но и симфоническая, и балетная – уютно и запросто располагается на сложной грани между простотой и возвышенностью, между обыденностью и пронзительным благородством.

Даже два самых знаменитых, знаковых его кинороманса, сочиненных на тексты Окуджавы – «Песенка кавалергарда» из «Звезды пленительного счастья» и «Ваше благородие» из «Белого солнца пустыни» – удивительным образом об одном и том же. О простоте жизни и аристократизме духа.

И в этом смысле между Суховым и Пестелем (а также и человеком в ермолочке), в сущности, нет никакой разницы.

http://www.lechaim.ru/ARHIV/214/k4.htm
</i>
 

Исаак Шварц - "Мелодии белой ночи"
 
Исаак Шварц - Задержание (из фильма "Золотая мина ...)
 
Исаак Шварц - Жёлтые звёзды
 
Любовь и разлука, Исаак Шварц, Музыка к фильмам, к 90 летию Дня рождения композитора
http://www.youtube.com/watch?v=ZGRVGBP9FzY


<b> ⋱⋱⋱   ⋱⋱⋱⋱⋱⋱  ⋱⋱⋱</b>

Комментариев нет:

Отправить комментарий