<b> Помним</b>
❖ ❦ ❥ ❖
❧ ❤
<b>
Елизавета Ауэрбах
</b>
♥ ღ
♥
<i>
К счастью для тех,
кто не мог быть по молодости слушателем и зрителем на ее концертах, авторские
рассказы Ауэрбах сохранились в записях. И сейчас Елизавету Борисовну можно
видеть и слышать. Можно ее рассказы и прочитать. Они ведь не только вершина
эстрадного жанра. Они - настоящая большая литература..
Елизавета
Борисовна Ауэрбах, писатель, актриса
эстрады, народная артистка РФ. Родилась в Москве.
.
В 1935 году поступила на режиссерский
факультет Театрального техникума, после окончания второго курса в 1937 году была принята во вспомогательный
состав МХАТа.
В этом театре Ауэрбах
работала четверть века, играла в основном второстепенные роли.
В 1941-45 гг.
выступала с концертами в составе фронтовых бригад. Писать рассказы начала после
войны.
Выступления с ними в
концертах пользовались успехом.
В конце 50-х - начале
60-х гг. Ауэрбах оставила театр, целиком посвятив себя эстраде.
Ее ранние рассказы связаны
в основном с фронтовой тематикой и театром. Впервые опубликованы в журнале
"Театр" (1956).
Ауэрбах написала и
многочисленные рассказы о детях, мир которых она хорошо понимает и передает.
Ауэрбах выступает в
школах, устраивая как бы дополнительный урок, на котором она читает детям и
классику, и собственные рассказы.
И, конечно, актерский
шедевр «Адъютанта»,— чета Либерзонов, две маленькие роли старого ювелира Исаака
и его жены, сыгранные всегда удивительно смешным и человечным Борисом Новиковым
и чтицей Елизаветой Ауэрбах. Ауэрбах рассказывала, что после премьеры «Адъютанта»
ни один ее концерт не проходил без фразы на бис: «Исаак, не валяй дурака, им
нужен Федотов!» Снимался этот шедевр на удивление быстро. По дороге в
костюмерную Ташков объяснил актрисе суть эпизода. Затем пару раз
прорепетировали. Елизавета Ауэрбах поинтересовалась, когда будет
непосредственно съемка. Евгений Ташков, разговаривавший по телефону, удивился:
«Какая съемка? Все уже снято. Большое спасибо».
</i>
♥ Ⴖ ♥
<b>Елизавета АУЭРБАХ
ЗАДУШЕВНАЯ ПОДРУГА
ВЕРКА
</b>
<i>
Я в детстве любила заглядывать в окна домов, рассматривать
альбомы с чужими фотографиями и прислушиваться к разговору незнакомых людей.
Мелькнувший в окне профиль я дорисую в портрет, из обрывка фразы сочиню
монолог, и из выцветшей фотографии на меня взглянет живое лицо.
Я любила книжки с потерянным концом. Мне всегда хотелось
«невероятных» событий, наверное, поэтому я очень много врала, у меня даже был
такой период, когда я врала без всякого смысла, просто чтоб было интереснее.
Например, я стою в луже, мать, увидев это из окна кричит: «Выйди сейчас же из
воды».— Я спокойно спрашиваю: «Из какой?» — «Из той, в которой ты стоишь!» Я
удивленно поднимаю брови: «Я стою на сухом месте».
Мама выбегала во двор, делала рукой такой жест, который
заставлял меня вылететь из этого «сухого» места. Но я на нее не обижалась.
На смену бессмысленному вранью пришло вранье осмысленное. Я
поняла, что можно вырезать кукол из картона мамиными маникюрными ножницами,
рядом положив наши детские, и, заслышав мамины шаги, немедленно брать большие.
Мама говорила: «Мне кажется, что ты берешь мои ножницы, они стали совсем тупые».
— «В пустыне, — отвечала я, — людям кажется, что они видят вдали моря и
речи—это мираж, но это пройдет» ...
С возрастом, конечно, бессмысленное вранье прошло совсем,
осмысленное — почти совсем, но фантазия росла вместе со мной и делала мою жизнь
интересней.
В школе, в которой я училась, было дровяное отопление.
Однажды во время большой перемены выяснилось, что большинство ребят не
подготовилось к следующему уроку. Стали думать, кап быть; я предложила завалить
дымоход кирпичами, которых было много во дворе школы, и открыть окна, а был
холодный сентябрьский день; учитель войдет, скажет: «Ах, как холодно» и
попросит затопить, дым повалит в класс, и все пойдет как по маслу! Мы так и
сделали, и учитель сказал: «ах...», и дым повалил в класс, и мы весь урок
весело бегали за истопником и уборщицей.
В школе у меня была задушевная подруга Верка, которая так
же, как я, обожала «невероятные истории».
Как-то в старших классах готовился литературный вечер,
посвященный молодому советскому поэту. Младшие классы на вечер не допускались,
но накануне концерта заболели двое исполнителей, в требование к исполнителям
было одно — звонкий голос. Звонче, чем у меня и задушевной подруги Верки,
голоса не оказалось, так мы стали артистами. Нам дали выучить слова и
объяснили, что на сцене нас поставят в шеренгу лицом к публике, и когда мой
сосед справа толкнет меня в бок, я а рупор долина буду сказать «труд труби,
труд труби, труд труби в трубу», а на слове «в трубу» я должна буду пихнуть
задушевную подругу, и она скажет «бей барабан, бей барабан, бей барабан
борьбу». Слова мы выучили насмерть, у меня весь дом говорил: «труд труби».
Наступил вечер, раскрылся занавес. Я стала рассматривать
публику, и мне очень понравился огромный человек, который сидел как-то боком,
выставив ноги в проход. Он был похож на Гулливера, я улыбнулась ему, он
улыбнулся мне, и тут я получила сразу два толчка в бок; слова вылетали у меня
из головы, будто их никогда и не было.
Ужасная пауза полезла на сцену, потом в зрительный зал, я в
отчаянии взглянула на Гулливера и увидела, что он смотрит на меня, усиленно
шевеля губами, как бы подсказывая мне слова. «Откуда он их знает?» — подумала я
и, тут что-то уловив, все вспомнив, на всю школу закричала: «Пруд пруди, пруд
пруди, пруд пруди, а трубу». На словах «в трубу» я так толкнула задушевную
подругу, что та отлетела в сторону и радостно прокричала: "Бей барабан,
бей барабан, бей барабан борьбу».
Я взглянула на Гулливера, он хохотал, чуть не падая со
стула. Занавес закрыли под смех и аплодисменты, и тут все на меня набросились,
говоря, что я испортила вечер. Учитель литературы тряс меня за плечи, говоря;
«Неужели ты не понимаешь, что ты сказала? Чтоб не огорчить его еще больше, я
сказала: «Понимаю». Мне кажется, именно с этого вечера я окончательно решила
стать актрисой.
Уже окончив школу, все с той же задушевной подругой Веркой
решили мы поехать в воскресенье на дачу к знакомым, и у нас оказалось довольно
много всяких покупок. Я предложила свернуть вещи в виде ребенка в детское
одеяльце — тогда сядем в трамвай с передней площадки, в поезде — в детский
вагон, и все пойдет как по маслу.
В трамвае мне действительно сразу уступили место и милые
женщины, стоявшие и сидевшие рядом, стали мне советовать открыть личико
ребенка, так пак было жарко и душно. Одна тетка даже попробовала отогнуть
одеяло. «Оставьте меня в покое, — сказала я, — у моего ребенка скарлатина, ему
неприятно глядеть на свет. Как меня высадили из вагона, не помню, задушенная
подруга выпрыгнула на «оду, а из окон трамвая граждане с удивлением глядели,
как из моего «заразного ребеночка» на землю сыпались всякие свертки.
Когда, окончив школу, я поступила в театр, задушевная
подруга Верка сказала: «Наконец ты найдешь применение своей фантазии, актерам
фантазия очень нужна». Но задушевная подруга Верка ошиблась, театр не
воспользовался моей фантазией, и тогда я придумала писать рассказы. Теперь я
еще жаднее заглядываю в окна домов, рассматриваю альбомы с чужими фотографиями,
гляжу на все во все глаза и слушаю... И жить мне стало еще интереснее...
Мне кажется, что все мои рассказы правдивы и взяты из жизни.
Но задушевная подруга Верка, прочтя мой рассказ, обязательно скажет:
«Интересно, как было на самом деле?»
</i>
♥ ღ ♥
http://abrab.livejournal.com/106526.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий