27 сент. 2015 г.

&emsp;  &emsp; █▓▒░   <b> Ах, это так интересно! </b>

&emsp;  &emsp;                                              
<b>
Мельница мифов: Тайна похищения Кутепова
</b>
Родился - 16 [28] сентября 1882 года, Череповец Новгородской губернии
Умер — 26 января 1930 года
<i>
Имя героя Гражданской войны и председателя РОВС генерала от инфантерии Александра Павловича Кутепова до сих пор окружено плотным ореолом мифов, через который сложно разглядеть настоящий облик этого прославленного воина. Причем легенды окутывают не только жизнь генерала, но и его смерть. С некоторыми из мифов можно познакомиться в этой статье. Отзвуки противостояния "белых" и "красных" до сих пор еще встречаются в России, но, слава Богу, уже не сотрясают ее. По прошествии времен потомки, да и сама история, кажется, умиротворили былых непримиримых противников. Удивительное дело, но едва ли не друг против друга стали воздвигать памятники бывшим врагам. Но врагами они были идеологическими, спорящими о путях к будущему своей Отчизны. Мы помним о них, потому что нет оснований сомневаться в том, что они были и навсегда остались русскими патриотами. Сейчас мы равно благодарны памяти всех выдающихся сынов, различно понимавших свое предназначение и судьбу Родины.

В этом смысле интересна фигура генерала Александра Кутепова. Попытка его похищения, закончившаяся убийством председателя Русского общевоинского союза (РОВС), — одна из блистательных операций чекистов. Проведенная в нарушение всех норм международного права за пределами собственного государства, эта операция, с одной стороны, продолжила наполеоновский прецедент с похищением и казнью герцога Энгиенского, а с другой — проложила дорожку будущим спецслужбам Израиля, выкравшим и казнившим гестаповца Эйхмана. История исчезновения генерала Кутепова — тоже из разряда мифов, хотя имеет смысл остановиться по крайней мере на одном. <b>
Умелый организатор или палач
</b>
В беседе с председателем ВЧК Дзержинским перебежчик генерал Слащёв отозвался о Врангеле как о "самой большой умнице" среди отплывших из Крыма генералов. По натуре трус и осторожный авантюрист, но в бою — "профессионально храбр". Осмотрителен и совершенно беспринципен. По словам Слащева, которому в воздаяние его заслуг по спасению Крыма присваивалось наименование "Крымский", "черный барон" окружил себя посредственностями. Его первый помощник генерал Александр Павлович Кутепов по своему интеллекту не более, чем фельдфебель. Нужно ли оспаривать мнение военного специалиста, который воевал бок о бок с обоими генералами?

Яков Слащев вдохновил Михаила Булгакова на создание образа генерала Хлудова в пьесе "Бег". По-человечески, как драматург и врач, Булгаков поражался поступкам Слащева: "Не могу представить в полной мере душевное состояние человека, который отдает два приказа подряд: первый — расстрелять на глазах у всей семьи отца двоих детей и второй — принять на штабное довольствие аквариум и животных николаевского зверинца". Кутепов ни капли не похож на своего критика-сослуживца, но и он поступал жестоко. Вынуждали к этому обстоятельства и воинский долг. Как ни относись к Александру Павловичу Кутепову, но одно у него никогда не отнять — любви к Родине.

Бежавшие из Крыма белогвардейцы оказались на полуострове Галлиполи, протянувшемся вдоль европейского берега Дарданелл. Врангеля к его частям союзники близко не подпустили. 8 декабре 1920 года в интервью газете "Сегодня" генерал-лейтенант Врангель, стремившийся сохранить боеспособные части своей армии "как ядро будущей русской армии", откровенно дал понять Западу: "Никогда не соглашусь играть роль Петлюры или Скоропадского".

Высадкой военнослужащих с кораблей руководил Кутепов. А до того, когда армия находилась еще на судах, отдавал жесткие приказы о расстреле двух солдат и аресте начальника штаба 2-го корпуса. Это было отчаянной попыткой восстановить ускользающее из-под ног равновесие. В воинских частях поползли слухи, что любой по своему желанию может покинуть войско и перейти в разряд беженцев, некоторые офицеры непредумышленно поддержали кривотолки, неправильно истолковав приказ о сведении всех частей в один корпус.

"Кутепов строил не поселок беженцев, а военный лагерь согласно российской военной традиции. У него в руках было только одно сильнодействующее средство: требование полного подчинения воинскому порядку", — полагает биограф генерала Святослав Рыбас. Кстати, весьма показательно, что перу этого автора, чей дед оказался среди белого воинства галлипольцев, принадлежат работы о трех великих мужах земли Русской: Столыпине, Сталине и Кутепове. Пожалуй, именно безжалостность могла объединить эту троицу.

Генерал Кутепов жесткими методами сумел навести порядок. Если бы ему пришлось стоять во главе государства, как это удалось Петру Аркадьевичу или Иосифу Виссарионовичу, то Александра Павловича проклинали бы за "кутеповский галстук" и ГУЛАГи. Но у Кутепова не было, по-видимому, ни призвания к такого рода деятельности, как государственное управление, ни времени для осуществления своих задач.


26 января 1930 года Кутепов внезапно исчез из Парижа. Долгое время бытовала версия, что его похитили агенты НКВД, чтобы переправить в Россию, но по дороге он скончался от сердечного приступа. Однако французский историк Жан Элленстайн привел новые данные о гибели Кутепова.

"Звонок раздался неожиданно,- рассказывает Элленстайн.- Было это в 1978 году. Неизвестный человек позвонил мне и попросил о встрече. "Знаю, что обречен,- говорил незнакомец,- болезнь моя неизлечима. Но перед смертью я должен облегчить душу. В бога не верую, обратился потому, что знаю вас как честного историка. Только обещайте сохранить это в тайне, по крайней мере пока живы мои родные". Так я познакомился с Морисом Онелем, старым депутатом-коммунистом. Он рассказал мне об убийстве генерала Кутепова.

...В воскресенье, 26 января, генерал Кутепов отправился на заутреню. Служба должна была состояться в 11 часов. Вместо того чтобы как обычно - поехать на машине, Кутепов отказался от услуг шофера и пошел пешком. Не дождавшись мужа к обеду, жена Кутепова принялась звонить друзьям, но никто генерала в церкви не видел. Он исчез в центре Парижа средь бела дня...

Ни улик, ни свидетелей. Только некто Стейнметц, эльзасец, работающий уборщиком в клинике, утверждал, что, вытряхивая ковры, видел недалеко от перекрестка Удино двух мужчин крепкого телосложения, старательно "скучавших" у серого автомобиля. Сперва нарочито беспечный вид этой пары вызвал у Стейнметца подозрение, но рядом он заметил полицейского, несущего службу, и успокоился. Закончив работу, бдительный эльзасец отправился домой и на улице Руссле чуть было не столкнулся с той же самой "парочкой": они били пожилого человека, пытаясь затолкнуть его в автомобиль. Стейнметц хотел вмешаться, но опять увидел полицейского, спокойно наблюдавшего за потасовкой. Но едва машина тронулась, этот самый полицейский вскочил в нее!

Продолжение вы знаете, Стейнметц опознал его потом по фотографии. Кутепова найти не удалось, следствие закрыли. Каково же было мое удивление, когда Морис Онель заявил, что "полицейским" при похищении генерала Кутепова был его брат, который прикрывал посланных из Москвы агентов НКВД. По словам Онеля, Кутепов - человек смелый и сильный - оказал агентам такое сопротивление, что они не могли вести машину. Тогда брат Онеля заколол генерала ножом. Программой это предусмотрено не было. В страхе возмездия из Москвы за самодеятельность убийцы ринулись в дом к брату Онеля. Там, в парижском пригороде Леваллуа-Перре, тело Кутепова сначала спрятали в гараже, а потом Онель отрыл яму и тут же, в гараже, залил труп цементом".

Проверить этот рассказ невозможно, поскольку место, где находился гараж, давно уже застроено многоэтажными домами.
 </i>
     http://www.pravda.ru/science/useful/30-08-2013/1171041-kutepov-0/

http://bibliotekar.ru/haron/63.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий