•••
❏
<b> ᏣᏁ ℴჩᎯ ஒ Ь крылатых слов и ℬы ஒᎯ Ѫモዡห นี </b>
Крылатые слова известны нам с детства. Действительно, кто из
нас не слышал: «В здоровом теле здоровый дух» или: «Аппетит приходит во время
еды»? И чем взрослее, начитаннее, образованнее становится человек, тем богаче
его багаж крылатых слов. Это и литературные цитаты. и исторические фразы, и
расхожие слова-образы.
Но здесь же таится и проблема: блеснув чьей-либо мыслью или
удачным оборотом, люди обычно или смущенно оговариваются: «Не помню, кто это
сказал...», или ссылаются на некоего поэта (без указания его имени — «как
сказал поэт...»), или вовсе, ничтоже сумняшеся. приписывают всякое яркое
выражение Наполеону.
А ведь за каждым словом или высказыванием стоит его автор
(вполне определенный человек — философ, поэт, исторический деятель и т. д.) или
какой-либо конкретный источник, например, Библия. Это и отличает собственно
крылатые слова от устойчивых фразеологических оборотов («кричать во всю
Ивановскую», «верста коломенская» и т. д.), которые имеют анонимное или
фольклорное происхождение.
•••
<b> А был ли мальчик?</b>
<i>
Из романа «Жизнь Клима Самгина» (ч. 1, гл. 1) Максима Горького
(псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, 1868—1936). В романе приводится эпизод
из детства главного героя. Мальчик Клим и его товарищи — Борис Варавка и Варя
Сомова — катались на коньках. Вдруг лед проломился, и Борис с Варей оказались в
воде. Клим пытался спасти их, протянул Борису конец своего гимназического
ремня, но, почувствовав, что и его затягивает в воду, выпустил ремень из рук.
Дети утонули. Когда о несчастье узнали взрослые, начались поиски утонувших, и
Клим услышал поразивший его «чей-то серьезный недоверчивый вопрос:
— Да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было».
Употребляется при сомнениях в наличии самого предмета, давшего
повод для беспокойства, хлопот (ирон.).
</i>
•••
Комментариев нет:
Отправить комментарий