░░░
<i> <b> Лингвист объяснил русский менталитет через
слова </i></b>
  ✑ ණ
   
✏ ✎
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
<i>
Лингвист Алексей Шмелев объясняет, как слова вроде «врать»,
«заодно», «мир» и «ябеда» незаметно для нас самих определяют наш взгляд на
окружающий мир.
Любой язык отражает определенный способ восприятия
действительности, который называется языковой картиной мира. Значения слов и
выражений складываются в единую систему взглядов, которую, даже не зная об
этом, разделяют все носители языка.
Мы, не задумываясь, выбираем между близкими по смыслу словами
«врать» и «лгать», «друг» и «приятель», исходя не из основных значений этих
слов, а из фоновых, тех, о которых зачастую даже не пишут в толковых словарях.
Более того, эти фоновые значения объединяют слова, которые на первый взгляд
никак не связаны: так «простор» оказывается ключевым для слов «уют» или
«гулять», а без слова «заодно» невозможно «зайти в гости».
Полностью описать русскую языковую картину мира невозможно,
хотя бы потому, что в ней постоянно что-то меняется — вместе с языком. Но даже
небольшой «букварь», в котором собраны ключевые для русской языковой картины
мира слова, может показать, как сильно мы зависим от языка, на котором говорим.
   
  ✑ <b>
«Душа»
</b>
Душа в наивно-языковом представлении воспринимается как своего
рода невидимый орган, локализованный где-то в груди. У души есть стороны и
тайники, с нее можно снять груз, ее можно вынуть и вложить, раскрыть, в нее
можно залезть и даже плюнуть.
Душа — вместилище внутренних состояний человека. Те состояния,
которые имеют внешние проявления или, по крайней мере, не противоречат таковым,
находятся на поверхности этого вместилища (он улыбался, потому что у него было
светло на душе); скрытые от посторонних мысли и чувства находятся где-то в
глубине (в глубине души он был романтиком).
Если душа человека — вместилище его сокровенных мыслей и
чувств, то дух составляет его внутренний стержень. В критических ситуациях
человеку необходимо присутствие духа (невозможно сказать «присутствие души»,
ведь душа у человека есть всегда), и, прежде чем что-то предпринять, он часто
должен «собраться с духом».
Дух позволяет человеку подниматься на большую высоту —
«воспарять духом», но он может и «упасть духом». Если дух угасает, это еще не
свидетельствует об отчаянии, но все же о некоторой потере энтузиазма. Таким
образом, для человека важно горение духа. Горение же души (выражение «душа
горит») свидетельствует лишь об особого рода энтузиазме — о желании выпить.
₰ Продолжение
следует
</i>
Комментариев нет:
Отправить комментарий