17 мар. 2016 г.

༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
<b>
Ольга Седакова:

«Дружеский круг так же непредсказуем, как появление великого произведения»
</b>
༼༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼
༼༼
<i>
Публикуем выступление поэта на конференции «Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России». Благодарим Ольгу Александровну за предоставленный черновик доклада «Дружеский круг. Начало разговора»

༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
•<b> Дружеский круг. Начало разговора </b>

&emsp;  &emsp; «Из всех гипотез, которые могут быть составлены для известной
&emsp;  &emsp;   группы явлений, выбирайте ту, которая не пресекает
   &emsp;  &emsp;   дальнейшего мышления об исследуемых вещах».
&emsp;  &emsp;  &emsp; &emsp;   Максвелл (цит. по Л.С. Берг)

༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
•<b> </b>
Это лучшая – если не единственная среда, в которой рождается новое: в искусстве, в мысли, в науке, в истории. Общение, не крадущее свободы. Оазис в мире «обязанностей» и «повиновения», терпения и приспособления, орудийности всего на свете – дружеский круг – пространство свободы, добровольности, красоты и удовольствия (не нужно этому заранее возмущаться). К свободе как основополагающему элементу дружеского круга необходимо добавить аристотелевское бескорыстие. Объединение ради достижения каких-то конкретных целей – уже не дружеский круг.

Чувство родного, соприродного душе, «отечества».

༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼

• <b> </b> Если мы будем пересматривать то, что известно о вошедших в историю дружеских кругах, российских и европейских, мы вряд ли выведем универсальные черты дружеских кругов. Разве что самые внешние. Да, чаще всего дружеский круг складывается в молодости. Да, память о нем хранится как своего рода святыня.

В дружеский круг объединяются люди, которых мало. Это самочувствие «нас мало» членов дружеского круга. Предмет их крайнего интереса – то, что большинству их современников не важно и не интересно. Без родных душ они остались бы одиноки, и этого не забывают. Ощущение чуда их встречи в чужбине мира не покидает.

Я пью за здоровье немногих,
Немногих, но верных друзей,
Друзей неуклончиво строгих
В соблазнах изменчивых дней.

Я пью за здоровье далеких,
Далеких, но милых друзей,
Друзей, как и я, одиноких
Средь чуждых сердцам их людей.

В мой кубок с вином льются слезы,
Но сладок и чист их поток;
Так с алыми черные розы
Вплелись в мой застольный венок.

Мой кубок за здравье немногих,
Немногих, но верных друзей,
Друзей неуклончиво строгих
В соблазнах изменчивых дней.

За здравье и ближних далеких,
Далеких, но сердцу родных,
И в память друзей одиноких,
Почивших в могилах немых.

Строгость – как признак дружеского круга. Но это строгость особого рода. В дружеском круге может существовать некое подобие «устава» (иногда шуточного), но по существу закон этого единства неписанный. Что непростительно для участника дружеского круга, после какого поступка он не сможет им быть, выясняется по ходу дела.

༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼

•<b> </b> К непременным условиям дружеского круга относятся безусловное доверие друг к другу. Мирное и добровольное признание неравенства (круги с одной вершиной или с несколькими). Роль «слушателя» здесь так же важна, как и «лидера». (ср. в мемуарных записках М.П. Погодина. Дело происходит в 1828 году на большом литературном обеде в Москве. "В. Оболенский, адъюнкт греческой словесности, добрейший человек, какой только может быть, подпив за столом, подскочил после обеда к Пушкину и, взъерошив свой хохолок – любимая его привычка, воскликнул: "Александр Сергеевич, Александр Сергеевич, я единица, единица, а посмотрю на вас, и мне кажется, что я – миллион. Вот вы кто!" Все захохотали и закричали. "Миллион, миллион!"

Такие странные для привычной этики понятия, как «наслаждение» (А.С. Пушкин), удовольствие, беззаботность – непременное условие дружеского круга. Это не «рабочая группа».

Что мне кажется важным: каков бы ни был общий предмет их интересов, отношение к нему в дружеском круге и за пределами его – совершенно разное. Здесь оно – выбор души. На него распространяется принцип дружественности. Он предстает гибким, не ограниченным догматически, in statu nascendi. Он не «идея» и тем более не идеология. Идеей и идеологией он становится, когда выходит из теплоты дружеского круга в холодные пространства социального.

Дружеский круг так же свободно выбирает и собственную генеалогию. И отношение к «великим» в дружеском круге тоже совсем не то, что в «официальной культуре». Оно не мемориальное. «В тайном и страстном сговоре», С.С. Аверинцев.

༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼

•<b> </b> Дружеский круг, я думаю, не может превратиться в институцию. Он реален как то, что происходит в жизни, а не как «проект». Он в каком-то смысле сам себе цель. Он непредсказуем, начиная со своего возникновения, сбора участников. Они сходятся, уже имея нечто общее, которое каждый из них выносил сам. Им не нужно выяснять все с чистого листа: ни этических позиций, ни вкусовых… По существу, дружеский круг так же непредсказуем, как появление великого произведения. Задним числом мы можем сказать, что «все было приготовлено к созданию "Божественной комедии" Данте». Но…

Возможна ли деградация дружеского круга? Да, превращение в богему, распад и т.п. Или, наоборот, превращение в секту.

Возможно ли расширение дружеского круга – до всенародного в конце концов? Нет, ограниченность – его конструктивная черта. Из дружеского круга в широкий мир отправляются мысли, произведения, политические и другие решения и гипотезы.

Очень многим история России обязана дружеским кругам. Это как-то не совсем осознанно. Чего не произошло – или произошло недостаточно? Распространений не «идей» этих кругов. А самого воздуха дружбы, свободы, доверия – в отношении к человеку ли, к теме, к идее. Очень недружественная, недружная социальность России, без того friendly, которое характеризует свободный мир, здесь что-то нарушено, и опыт дружелюбия должен распространяться.

</i>•
༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼
༼༼


༼༼   http://psmb.ru/church-and-society/article/olga-sedakova-druzheskii-krug-takzhe-nepredskazuem-k-6330/

Комментариев нет:

Отправить комментарий