•••
❏
<b> ᏣᏁ ℴჩᎯ ஒ Ь крылатых слов и ℬы ஒᎯ Ѫモዡห นี </b>
Крылатые слова известны нам с детства. Действительно, кто из
нас не слышал: «В здоровом теле здоровый дух» или: «Аппетит приходит во время
еды»? И чем взрослее, начитаннее, образованнее становится человек, тем богаче
его багаж крылатых слов. Это и литературные цитаты. и исторические фразы, и
расхожие слова-образы.
Но здесь же таится и проблема: блеснув чьей-либо мыслью или
удачным оборотом, люди обычно или смущенно оговариваются: «Не помню, кто это
сказал...», или ссылаются на некоего поэта (без указания его имени — «как
сказал поэт...»), или вовсе, ничтоже сумняшеся. приписывают всякое яркое
выражение Наполеону.
А ведь за каждым словом или высказыванием стоит его автор
(вполне определенный человек — философ, поэт, исторический деятель и т. д.) или
какой-либо конкретный источник, например, Библия. Это и отличает собственно
крылатые слова от устойчивых фразеологических оборотов («кричать во всю
Ивановскую», «верста коломенская» и т. д.), которые имеют анонимное или
фольклорное происхождение.
•••
<b>Борзыми
щенками брать </b>
<i>
Из комедии (действ. 1, явл. 1) «Ревизор» (1836) Н. В. Гоголя
{1809—1852). Слова судьи Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина:
А м м о с Ф е д о р о в
и ч. Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам — рознь. Я
говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это
совсем иное дело.
Г о р о д н и ч и й. Ну, щенками или чем другим — взятки.
Цитируется как шутливо-иронический символ взяточничества.
</i>
•••
<b>Бочка
Диогена </b>
<i>
По преданию, древнегреческий философ кинической школы (циники
или киники) Диоген Синопский (ок. 400—325 до н. э.) жил в бочке, желая
показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в
материальных благах, столь важных для обычных людей. Киники полагали высшей
нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и
вернуться, таким образом, к своему «естественному» состоянию. Есть легенда, что
Диоген, посчитавший дом ненужной роскошью и уже перебравшийся в бочку, тем не
менее сохранил для себя кое-какую утварь, в частности ковш для питья. Но когда
он увидел, как мальчик пьет воду из пригоршни, философ отказался и от ковша.
О Диогене, жившем в бочке, впервые рассказал античный писатель
Диоген Лаэртский (III в.).
«Бочка» — перевод условный, поскольку бочек в их обычном
понимании (деревянных, стянутых обручами сосудов) в Древней Греции не было. Как
показывают археологические изыскания, единственная «бочка», в которой мог
обитать Диоген, это пифос — большой, иногда в рост человека, глиняный сосуд для
хранения зерна, вина и масла, подобный тем терракотовым пифосам, которые были
найдены английским археологом Чарльзом Эвансом в западной кладовой Кносского
дворца (XVI в. до н.
э.) на Крите.
Иносказательно: о добровольной изоляции от внешнего мира.
</i>
•••
Комментариев нет:
Отправить комментарий