25 апр. 2016 г.

&emsp; &emsp;  ~ °l||l°~  <b> Кунсткамера </b>~ °l||l°~
<b> <i>
Александра Маянцева

История полувековой любви: «Гусенок скучает по Цыпленку»
</i></b>
☝☟
<i>
<b> Он
</b>
Владимир Сутеев был вхож в каждый дом советской семьи с детьми. Его удивительными теплыми рисунками проиллюстрирована добрая половина детской книжной классики середины прошлого века: большинство книг Маршака, Михалкова, Чуковского.  Но он не только художник, он еще и автор серии добрых сказок, где героями становились милые утята, цыплята, котята, щенята и прочий детский зоосад: «Гусенок и Цыпленок», «Кто сказал «мяу»?», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка». А еще он рисовал тех самых смешных апельсинов и лимонов на жестяных баночках с лимонными дольками. Прославился как художник и детский писатель, однако, начинал свою карьеру Сутеев все же не с этого, а с мультфильмов.  Стоял у истоков советской мультипликации, учился на работах Диснея. Его первые мультфильмы еще довоенные: «Дядя Степа», «Спор между домами». После войны художник вернулся на студию «Союзмультфильм» - уже преподавателем. И, возможно, продолжал бы там работать всю жизнь, если бы не встретил ее – главную женщину своей жизни.

<b> Она
</b>
Татьяна Таранович  тоже работала  на «Союзмульфильме». За двадцать лет она  отрисует более сорока мультфильмов, ставших потом настоящими бриллиантами советской мультипликации – «Серую шейку», «Дюймовочку», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Цветик-семицветик», «Кошкин Дом».  «Шейка» получит  международную премию в Карловых Варах, а «Кошкин Дом» - в Венеции.

Она будет безумно влюблена в свою работу – иногда будет пропадать на студии сутками, придумывая тот или иной сюжет. Дома не будет свободного места, где на специальных пергаментых листочках не лежали бы  эскизы к мультфильмам. Это сейчас  большую часть  мультфильма рисуют на компьютерах – тогда же только карандаш, акварель и тысячи набросков. И надо было придумать, как показать эмоцию персонажа, движение.

- Не всегда с первого раза получалось нарисовать, как тот или иной персонаж двигает хвостом, - вспоминает семейную легенду внучка художницы Ирина Блинова-Лухминская.  - Бабушка вставала дома перед зеркалом на стул, привязывала к копчику  что-то, похожее на хвост и  часами вертелась, изображая зверька или птенца, пока не улавливала нужный ритм. А еще сложно было отрисовать тот самый загадочный «юг», куда ласточка уносила Дюймовочку от крота, но где бабушка в то время еще не была.   На закрытые показы Диснеевских мультиков на «Союзмультфильме» она будет тайком  водить своих внучек. А потом объяснять, почему «Ну, погоди» - откровенная с точки зрения художника небрежная халтура.  При этом к успехам и талантам коллег была очень справедлива и умела искренне  восторгаться.

-Очень хорошо помню, как бабушка однажды сказала: " у нас появился страшно талантливый мальчик". Это был Норштейн.  - вспоминает старшая внучка художницы Ирина.

На этой неделе потомки в тесном кругу отметили столетие этой талантливой художницы.

Там, на «Союзмультфильме»,  ее и встретил Сутеев, вернувшись на студию с фронта. Встретил  и понял: пропал! Татьяна была удивительной красоты и энергетики. Но она не приняла предложение влюбленного коллеги: к моменту встречи ей было тридцать, она была замужем, подрастала десятилетняя дочь.

Сутеев честно пробовал отступить: ушел со студии, не завершив начатый фильм. Даже женился на девушке, безумно любившей его еще со школы. Она к тому времени успела овдоветь, осталась с сыном. Сутеев воспитывал пасынка как родного, внешне все было хорошо. Но забыть Татьяну не мог.
<b>
Роман в письмах и рисунках
</b>
Владимир Григорьевич продолжал ходить на «Союзмультфильм» - и по рабочей надобности, но в первую очередь – ради того, чтобы увидеть свою любимую. Он просто вставал у ее рабочего стола, сцеплял за спиной руки в замок, слегка наклонялся к эскизу и наблюдал. Часами. Иногда подсказывал, помогал. Потом подруга  Татьяны заметила, что при внешнем спокойствии, волнение Сутеева выдают предательски дрожащие руки. Чтобы унять эту дрожь, Сутеев стал упираться в стену, механически расковыривая штукатурку. За десять лет в стене на уровне того места, что занимал этот «часовой любви», появилась дырка размером с кулак. Расковырял….

А еще в какой-то момент он начал писать ей письма. Тайком. «Пишу тебе, как обычно, на почте, на краешке стола» - так начиналась часть писем. Как она , будучи замужем, их получала и хранила – это ее тайна. Но  даже сейчас, после многочисленных переездов, в семье огромный чемодан этих писем. Был у тех коротких посланий свой «почерк». Там было мало слов. В основном – рисунки. В легендарной сутеевской технике. Сутеев представлял там себя в виде гусенка, а возлюбленную – в виде цыпленка. И все было понятно без слов: вот утенок выглядывает сквозь прутья клетки и отчаянно  кричит цыпленку, находящемуся в соседней клетке – «люблю!». Вроде бы – и рядом, и на виду, а не подойдешь, не обнимешь. Вот утенок бежит к цыпленку с букетом. А вот просто падает, сложив в молитве  крылышки, к подножию огромной буквы Т, которая светится лучами. Кстати с этой буквы Т – первой буквы в имени возлюбленной – и начиналось большинство писем. А заканчивалось нежным «и каждый цыпленок, и каждый котенок  шепчет тебе о моей любви». 
</i>
__________Oooo_
____oooO__(___)__
___(___)____)_/___
____\_(____(_/____
_____\_)________


&emsp; &emsp;  &emsp; ~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l° ~

Комментариев нет:

Отправить комментарий