29 авг. 2016 г.

&emsp;  &emsp;<b>Помним</b>

&emsp;  &emsp; &emsp;  ❖    

&emsp;  &emsp;  &emsp; <b> Исаак Левитан
</b>
&emsp;  &emsp;﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<i><b> </b>
Великий мастер русского пейзажа Исаак Ильич Левитан родился в большой и дружной еврейской семье в заштатном литовском городке у самой польской границы. Его «нерусское» происхождение до конца жизни будет причиной унижений и лишений, но не заставит его покинуть страну, которая всегда была для него источником вдохновения, несмотря ни на что.

   Финансовые трудности заставили семью художника переехать в Москву, где в возрасте 13 лет Левитан поступает в Художественное училище. Годы учебы были полны и успехов и неприятностей. Не всем педагогам нравилось, что их ученик еврей. А увлечение Левитана русским пейзажем казалось мэтрам наигранным и неискренним. Повезло мастеру с главными педагогами – Перовым, Саврасовым и Поленовым. Они сумели разглядеть в первых робких и неуверенных мазках школяра будущий талант, поэтому относились к студенту Левитану по-особенному.

   Ранняя смерть родителей едва не перечеркнула планы на образование. Помогли преподаватели и друзья. Молодой художник работает не покладая рук. В конце 70-х годов 19 века Левитан знакомится с Чеховым. Это знакомство было важным для обоих. Трудно себе представить более духовно близких людей, одинаково талантливых, одинаково тонко чувствующих красоту.

   Во время ученической выставки в 1879 году одну из работ студента Левитана (Осенний день. Сокольники.) за 100 рублей покупает сам Третьяков. Казалось бы, с этого момента жизнь должна измениться к лучшему. Но нет, в этом же году Левитана, как и всех евреев, высылают из Москвы. Только через год, благодаря хлопотам влиятельных друзей, ему удалось вернуться обратно.

   В период с 1880 по 1885 годы художник создает свои известные полотна «Осень», «Сосны», «Первый снег». Мастер становится известным, его работы популярны. В 85-м году, вместо диплома художника, училище выдает Левитану диплом «учителя чистописания». Очередное унижение сказывается на здоровье художника. Он уезжает в Крым. Результатом этой поездки стала серия пейзажей, получившей восторженные отзывы критиков.

   Следующий успех – картины «волжского» периода жизни. Благодаря многочисленным работам, созданным в окрестностях города Плес, Левитан окончательно избавляется от финансовых трудностей, становится знаменитым. Теперь художник отправляется в Европу. Там он знакомится с лучшими образцами французского пейзажа. Поиски импрессионистов оказываются очень близкими по духу мастеру.

   В самом начале 90-х годов Левитан вступает в общество «передвижников». На выставках объединения появляются его шедевры: «У омута», «Лето», «Октябрь». А затем снова высылка из Москвы. На этот раз за художника хлопотали настолько влиятельные друзья, что вынужденная ссылка в Тверской и Владимирской губерниях продлилась недолго, но унижение еще больше подорвало здоровье. Именно в своей вынужденной ссылке Левитан пишет одну из самых своих глубоких и талантливых работ – «Владимирка».

   В 1894 году художник создает полотно, которое принято считать вершиной его творчества – «Над вечным покоем». Никто из русских художников, до Левитана, не приближался в своем творчестве к такой высокой поэтичности и чувственности в изображении природы.

   В последующие годы художник трудится не покладая рук – «Март», «Золотая осень», «Свежий ветер. Волга» - это лишь те, что были при жизни мастера признаны шедеврами. В 1898 году Исаак Левитан получает звание академика и право преподавать в Художественном училище. Но здоровье у него к этому времени было совершенно расстроено.

   Свою последнюю работу, наполненную солнечным оптимизмом и теплотой – «Озеро. Русь» - он так и не закончил. Сердце великого русского художника Исаака Ильича Левитана остановилось 4 августа 1900 года.
Полностью читать  ◄╝
</i>

&emsp;  &emsp; &emsp;  <b> • ❖ • </b>

<b>Константин Паустовский. Исаак Левитан
</b>
У художника Саврасова тряслись худые руки. Он не мог выпить стакан чая,
не  расплескав  ею  по грязной суровой скатерти  От  седой неряшливой бороды
художника пахло хлебом и водкой.

     Мартовский туман лежал над Москвой сизым самоварным чадом. Смеркалось В
жестяных  водосточных трубах оттаивал  слежавшийся лед. Он с громом срывался
на  тротуары  и  раскалывался,  оставляя груды синеватого  горного  хрусталя
Хрусталь трещал под грязными сапогами и тотчас превращался в навозную жижу.

     Великопостный  звон тоскливо гудел  над дровяными  складами  и тупиками
старой Москвы-Москвы восьмидесятых годов прошлого века
     Саврасов  пил  водку  из  рюмки,  серой от  старости. Ученик  Саврасова
Левитан - тощий  мальчик в  заплатанном клетчатом пиджаке  и серых  коротких
брюках- сидел за столом и слушал Саврасова

     -  Нету  у России своего  выразителя,-говорил Саврасов.-Стыдимся мы еще
родины,  как  я  с  малолетства  стыдился своей  бабки-побирушки Тихая  была
старушенция, все  моргала красными глазками, а  когда померла,  оставила мне
икону Сергия Радонежского Сказала мне  напоследок "Вот, внучек, учись так-то
писать,  чтобы  плакала  вся  душа от небесной и земной красоты". А на иконе
были  изображены  травы  и цветы-самые  наши простые цветы,  что  растут  по
заброшенным дорогам, и озеро, заросшее осинником. Вот какая оказалась хитрая
бабка!  Я  в то время писал  акварели на  продажу, носил их  на Трубу мелким
барышникам. Что писал-совестно припомнить. Пышные дворцы с башнями и пруды с
розовыми лебедями. Чепуха  и срам. С юности и  до старинных  лет приходилось
мне писать совсем не то, к чему лежала душа.

     Мальчик застенчиво молчал. Саврасов зажег керосиновую лампу.  В комнате
соседа скорняка защелкала и запела канарейка.

     Саврасов нерешительно отодвинул пустую рюмку.

     - Сколько я написал видов Петергофа  и Ораниенбаума - не  сосчитать, не
перечислить.  Мы,  нищие,  благоговели перед великолепием. Мечты  создателей
этих  дворцов и  садов  приводили нас в  трепет. Куда нам после  этого  было
заметить  и  полюбить  мокрые наши поля, косые избы, перелески да  низенькое
небо. Куда нам!

     Саврасов махнул  рукой и налил рюмку  водки.  Он долго вертел ее сухими
пальцами. Водка  вздрагивала от грохота кованых дрог, проезжавших по  улице.
Саврасов воровато выпил.

     -  Работает же во Франции,  - сказал он, поперхнувшись, - замечательный
мастер Коро.  Смог  же  он  найти  прелесть в  туманах  и  серых  небесах, в
пустынных водах. И какую прелесть! А мы...  Слепые мы, что ли, глаз у нас не
радуется свету. Филины мы,  филины ночные, - сказал он со злобой  и встал. -
Куриная слепота, чепуха и срам!

     Левитан понял, что пора  уходить. Хотелось есть, но полупьяный Саврасов
в пылу разговора забыл напоить ученика чаем.
     Левитан вышел.  Перемешивая снег с водой, шли около подвод  и бранились
ломовые извозчики.  На бульварах  хлопья  снега  цеплялись  за  голые  сучья
деревьев. Из трактиров, как из прачечных, било в лицо паром.

     Левитан  нашел в кармане тридцать копеек-подарок товарищей  по  Училищу
живописи и ваяния, изредка собиравших ему на бедность, - и вошел в
     трактир. Машина  звенела  колокольцами  и играла  "На старой  Калужской
дороге".  Мятый  половой, пробегая мимо  стойки,  оскалился  и громко сказал
хозяину:

     -  Еврейчику  порцию  колбасы с  ситным.  Левитан  -  нищий  и голодный
мальчик,  внук  раввина из  местечка  Кибарты  Ковенской губернии  -  сидел,
сгорбившись,  за  столом  в  московском трактире и  вспоминал  картины Коро.
Замызганные  люди шумели вокруг, ныли слезные песни, дымили едкой махоркой и
со свистом тянули желтый кипяток с обсосанных блюдец. Мокрый снег налипал на
черные стекла, и нехотя перезванивали колокола.

     Левитан  сидел  долго,-спешить ему было некуда.  Ночевал  он в холодных
классах училища на Мясницкой, прятался там от сторожа, прозванного "Нечистая
сила". Единственный родной человек  - сестра, жившая по чужим людям, изредка
кормила  его  и  штопала  старый пиджак. Зачем  отец приехал из  местечка  в
Москву, почему в Москве и  он и мать так  скоро  умерли, оставив  Левитана с
сестрой на улице, - мальчик не  понимал. Жить в Москве было трудно, одиноко,
особенно ему, еврею.

     -   Еврейчику   еще   порцию  ситного,   -  сказал  хозяину  половой  с
болтающимися, как у петрушки, ногами, - видать, ихний бог его плохо кормит.
     Левитан низко наклонил голову. Ему хотелось плакать и спать. От теплоты
сильно болели ноги. А ночь все лепила и лепила  на  окна пласты  водянистого
мартовского снега.

     В  1879  году полиция  выселила Левитана из Москвы  в дачную  местность
Салтыковку. Вышел царский указ, запрещавший  евреям жить в "исконной русской
столице". Левитану было в то время восемнадцать лет.

Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как  самое трудное  в жизни.
Стояла тяжелая жара. Почти каждый день небо  обкладывали грозы, ворчал гром,
шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя.

     Особенно томительны  были сумерки.  На балконе соседней  дачи  зажигали
свет. Ночные бабочки тучами бились о ламповые  стекла. На крокетной площадке
стучали шары. Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию,
а потом, поздним вечером, женский голос пел в саду печальный романс:

     Мой голос для тебя и ласковый и томный...

     То было время, когда стихи Полонского, Майкова и Апухтина были известны
лучше,  чем  простые пушкинские  напевы, и Левитан  даже не  знал, что слова
этого романса принадлежали Пушкину.

     Он  слушал  по вечерам из-за забора  пение  незнакомки, он запомнил еще
один романс о том, как "рыдала любовь".

     Ему хотелось увидеть женщину,  певшую так  звонко  и  печально, увидеть
девушек, игравших в  крокет,  и гимназистов, загонявших  с победными воплями
деревянные  шары  к  самому полотну железной  дороги.  Ему хотелось пить  на
балконе чай из чистых стаканов, трогать ложечкой ломтик лимона, долго ждать,
пока  стечет  с той  же ложечки  прозрачная нить абрикосового  варенья.  Ему
хотелось  хохотать и дурачиться, играть в горелки, петь до полночи, носиться
на гигантских  шагах  и  слушать взволнованный шепот гимназистов о  писателе
Гаршине, написавшем рассказ "Четыре дня", запрещенный цензурой. Ему хотелось
смотреть в глаза поющей женщины,  - глаза  поющих всегда полузакрыты и полны
печальной прелести.

     Но Левитан  был  беден,  почти  нищ. Клетчатый пиджак  протерся вконец.
Юноша вырос из него. Руки, измазанные масляной краской,  торчали из рукавов,
как птичьи лапы. Все  лето Левитан ходил босиком.  Куда было в  таком наряде
появляться перед веселыми дачниками!

     И Левитан  скрывался. Он брал лодку, заплывал  на ней  в  тростники  на
дачном пруду и писал этюды, - в лодке ему никто не мешал.

Полностью читать http://lib.ru/PROZA/PAUSTOWSKIJ/isaak_lewitan.txt◄╝
</i>
••••••••••••••••••••••••
<i>  <b> Картины Левитана </b>

https://www.google.ru/search?q=%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA+%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD&newwindow=1&sa=N&biw=1280&bih=595&tbm=isch&tbo=u&source=univ&ved=0ahUKEwirqIfmr-fOAhVCiywKHcl8Dy44ChCwBAgZ

Комментариев нет:

Отправить комментарий