﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
∰  
<b> Хочу всё знать…
Знаменитые
композиторы-дилетанты
Генрих VIII, Иван Грозный,
Лев Толстой, Фридрих Ницше и другие композиторы-любители
Подготовил Федор Софронов
</b>
В эпоху распространения
всеобщей музыкальной грамотности в высших, а потом и в средних классах общества
музыкальные досуги монархов, писателей, художников и актеров не были чем-то
экстраординарным. Arzamas собрал произведения самых выдающихся из
композиторов-любителей XVII–XX веков.
<i>
<b>Жан-Жак Руссо,
писатель, философ, мыслитель (1712–1778) </b>
Автор «Рассуждения о науках и
искусствах», «Исповеди», известный сторонник простого, неискушенного образа
жизни, возвращающего человека к природе, Руссо был одним из искушеннейших
композиторов своего времени. Его перу принадлежат песни, концерты, сонаты и
другие инструментальные сочинения, а особенную известность завоевала его
одноактная опера (интермедия) «Деревенский колдун», написанная в 1752 году. За
нее король Людовик XV после постановки в Фонтенбло предложил Руссо пожизненную
пенсию, от которой, впрочем, тот гордо отказался. Пасторальный сюжет, блестящая
и доступная музыка сделали интермедию Руссо желанной на многих сценах Европы.
Воспоминания об этих постановках оставил в своих «Письмах русского
путешественника» Николай Карамзин.
<b> Эрнст Теодор Амадей
Гофман, немецкий писатель (1776–1822)</b>
Гофман так любил музыку, что
даже третье свое имя Вильгельм изменил на Амадей в честь любимого им Моцарта.
Последний писатель великой эпохи немецкого Просвещения, Гофман уже искал чисто
романтического союза муз и честно, всей своей творческой деятельностью
содействовал его укреплению. Он не только сочинял оперы, но и даже расписывал
театры и декорации, в которых эти оперы ставились, хотя либретто для них,
например, ему сочиняли другие поэты. Музыкальный труд Гофман считал более
выгодным, чем литературный, и постоянно пытался занять где-нибудь место
дирижера оперного театра — чаще всего, увы, безуспешно. Кроме опер Гофман писал
много камерной музыки, а его Симфония ми-бемоль мажор до сих пор довольно часто
исполняется на концертах. Последним и наиболее успешным сочинением Гофмана была
опера «Ундина» (1816) на либретто Фридриха де ла Мотт-Фуке. Правда, и тут
Гофману не повезло: театр сгорел вместе с декорациями (партитура, к счастью,
уцелела). Гораздо более успешен был Гофман — последний просветитель и первый
романтик — как юрист.
</i>
Продолжение следует
﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
Комментариев нет:
Отправить комментарий