<b>Помним</b>
 
    ❖ ❦ ❥ ❖ ❧ ❤
      <b> Борис Житков
</b>
     ﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<i>
<b> Вечер</b>
Идёт корова Маша искать сына своего, телёнка Алёшку. Не видать его нигде. Куда он запропастился? Домой уж пора.
А телёнок Алёшка набегался, устал, лёг в траву. Трава высокая - Алёшку и не видать.
Испугалась корова Маша, что пропал её сын Алёшка, да как замычит что есть силы:
- Му-у!
Услыхал Алёшка мамин голос, вскочил на ноги и во весь дух домой.
Дома Машу подоили, надоили целое ведро парного молока. Налили Алёшке в плошку:
- На, пей, Алёшка.
Обрадовался Алёшка - давно молока хотел, - всё до дна выпил и плошку языком вылизал.
Напился Алёшка, захотелось ему по двору пробежаться. Только он побежал, вдруг из будки выскочил щенок - и ну лаять на Алёшку. Испугался Алёшка: это, верно, страшный зверь, коли так лает громко. И бросился бежать.
Убежал Алёшка, и щенок больше лаять не стал. Тихо стало кругом. Посмотрел Алёшка - никого нет, все спать пошли. И самому спать захотелось. Лёг и заснул во дворе.
Заснула и корова Маша на мягкой траве.
Заснул и щенок у своей будки - устал, весь день лаял.
Заснул и мальчик Петя в своей кроватке - устал, весь день бегал.
А птичка давно уж заснула.
Заснула на ветке и головку под крыло спрятала, чтоб теплей было спать. Тоже устала. Весь день летала, мошек ловила.
Все заснули, все спят.
Не спит только ветер ночной.
Он в траве шуршит и в кустах шелестит.
❖
 
 <b> Из
воспоминаний Лидии Корнеевны Чуковской о Борисе Житкове
</b>
Тот, кто хотя
бы однажды видел и слышал Бориса Степановича, помнит его хорошо. Очень уж был у
него отчетливый облик. В чертах его лица, в одежде и речи не было ничего
неоконченного, недоделанного, случайного. Ходил он в штатском, но в его
небольшой фигуре чувствовалась военная выправка и спортивная легкость. Он был
легок и быстр, как подросток, и в то же время важен и чуть надменен, как много
переживший, знающий себе цену человек. Речь его была точна и сдержанна и в то
же время, о чем бы он ни говорил, задорна. Даже когда он просто рассказывал,
казалось, что он спорит с кем-то, хочет кого-то уязвить и поддеть.
В середине 20-х
и в начале 30-х годов Борис Степанович жил в Ленинграде, на Петроградской
стороне, на Матвеевской, и мне часто случалось бывать у него. Новому делу -
литературе - он предался с тем же упорством, страстью и, я бы сказала, с той же
отчаянной решимостью, с какой когда-то мальчишкой, подростком, водил свою яхту
по бурному Черному морю. "Если мне не удастся сделать это во всю силу, я
лучше никак не буду", - писал он мне об одном из своих литературных
замыслов. Требования он ставил перед собой огромные. От своих повестей и
рассказов он требовал, чтобы герои их казались читателю людьми лично знакомыми,
а события оставляли такое сильное впечатление, будто читатель не из книги узнал
о них, а сам, собственной своей персоной, их пережил. Мудрено ли, что на труд
не хватало ни дня, ни ночи!
А Борис
Степанович находил еще время для общения с людьми. Он любил объяснять,
рассказывать, поучать, растолковывать, - а так как последним его увлечением
была литература, то и разговоры он вел главным образом о рукописях, своих и
чужих. Борис Степанович любил читать вслух свои новые вещи. "Когда
читаешь, ответственнее чувствуешь каждое слово", - говорил он. Читая вслух
свои рассказы, он проверял, нет ли где затяжки и все ли понятно, - а заодно,
пожалуй, в какой степени восприимчив к искусству его слушатель. Хозяином Борис
Степанович был приветливым, любившим, чтобы гости приходили не как-нибудь, на
часок, а на целый вечер, для долгой и острой беседы. Он умел и занять и
угостить на славу.
В его
учтивости, в щелкании каблуками, в манере потчевать пирогом или коньячком было
что-то уютное, домовитое и чуть старомодное. Он помогал гостю раздеться,
усаживал в кабинете в мягкое кресло, ставил перед ним коробку папирос или
шоколада. Тихо было у него в комнате, чисто, уютно и по-деловому изящно. На
подоконнике - цветы, у стены - пианино, и на нем футляр от скрипки. Я знала,
что хозяин только что отложил перо или смычок, и мне казалось - след мелодии
или мысли еще живет в комнате. С особым вниманием, хотя и украдкой,
оглядывалась я на скрипку: ведь это была та самая, созданная итальянским
мастером Франческо Руджери, давно облюбованная Борисом Степановичем и наконец
приобретенная им, - та, у которой "женский голос"...
А хозяин, в
домашней рабочей куртке, чисто выбритый и по-своему нарядный, сидел в уголке у
печки, пристроив возле себя на стуле пепельницу и слегка отставив в сторону
маленькую загорелую руку с папиросой. На полу, не спуская с него блестящих
глаз, лежал черный пудель. Все было приветливо и мирно в этот час досуга в этом
кабинете, но чуть только Борис Степанович задавал вам какой-нибудь вопрос или
сам начинал рассказывать, вы чувствовали в нем не только любезного хозяина, но
и требовательного экзаменатора, который строго взвешивает каждое ваше слово и
не простит вам никакой фальши, полузнайства, приблизительности, уклончивости -
говорите ли вы о людях, о житейских происшествиях, литературе или технике. Ваше
мнение должно было быть искренним, прямым и в то же время обоснованным, точным.
Иначе вам было несдобровать, иначе сарказмы и разоблачения так и сыпались на
вашу голову.
Борис
Степанович читал мне многие из своих рассказов и повестей еще в ненапечатанном
виде, в рукописи. Уезжая из Ленинграда, я нередко получала от него заказной
бандеролью очередные главы произведения, над которым он работал тогда. В ответ
Борис Степанович требовал подробной рецензии. И вот однажды в письме я задала
ему по поводу биографии одного из героев необдуманный вопрос. И за свой промах
получила суровую отповедь.
</i>
      <b> ❖ • ❖ • ❖</b>
Комментариев нет:
Отправить комментарий