<i> <b>
░ Олег Охапкин
</i> </b>
▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪
** ▪ ◦ ◦ ▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪
<i>
Душа глубокая не знает
Порой, как выразить себя.
Сквозною раной в ней зияет
Вся жизнь, рыдая и скорбя.
А что и остается в сердце —
Невыразимо потому,
Что нет названья боли смерти.
В предположениях тому —
Что деется в душе, покамест
Витийствует поэта стих?
Какой расскажет мне акафист
О нисхождениях моих?
Такого в них, поди, не пишут.
Да и акафисту ли знать,
Как скорбь на скорбь, как бисер,
нижут,
А тела смерть все ближе, ближе.
И вот уж нечего спивать.
Хохлацкая, вторгаясь, мова
Заменит русское словцо.
В душе молчит о жизни слово
Оставшееся остального.
И грустен человек лицом.
</i>
29 сентября, в психиатрическом отделении одной из
петербургских больниц умер Олег Охапкин. Два лаконичных некролога на
Интернет-сайтах, несколько упоминаний в блогах — немного откликов на эту
смерть. Четверть века назад, когда я впервые увидел Олега Охапкина, невозможно
было помыслить, что так потускнеет великий петербургский поэтический миф, одним
из творцов которого был Охапкин, миф, причастность к которому, как
свидетельствовал учитель Охапкина Давид Яковлевич Дар, была дарована поэту по
праву рождения:
«В лютый для России год, во время Ленинградской блокады, когда
младенцы рождались, как маленькие трупики, в одном из родильных домов на берегу
Невы родился мальчик. Ангельской красоты. Нянечкой в том родильном доме была
сектантка, последовательница Иоанна Кронштадского. Умирая, Иоанн Кронштадский
пророчествовал: "В самый люты год родится в Петрограде младенец мужеского
полу ангельской красоты Он возвестит слово Божье впавшему в грех Русскому
народу.
Все совпадало: лютый год, ангельская красота.
Младенец никому не был нужен. Мать — душевнобольная, отец не
известен. Только бабка мальчика и "нянечка" из родильного дома
уверовали в божественную миссию новорожденного. Нарекли его Олегом. Фамилия —
Охапкин».
Сергей Стратановский, друг Олега Охапкина, вспоминает:
«Олег Охапкин это один из самых замечательных поэтов и людей
нашего поколения. Он 44-го года рождения, как ныне покойный Виктор Борисович
Кривулин, и как я. Мы были тем, что сейчас можно назвать семидесятниками. В
70-е у нас уже не было никаких иллюзий, свойственных шестидесятникам. Поэзия
Олега, а лучшие свои стихи он написал именно в 70-е годы, это и лирика, и некий
духовный поиск. Он первый из нас обратился к христианству, обратился к Библии,
и темы многих его стихов именно христианские, библейские. У него есть такие
большие поэмы, как "Испытание Иова", "Судьба Ионы". Он все
время проецировал свою жизнь на этих библейских персонажей. А судьба его
сложилась тяжело — и писательская судьба, и человеческая.
<i>
Прекрасна белая сирень,
лиловая сирень обычна,
Сегодня жаркий будет день,
страдать от жара уж привычно.
Поет залетный соловей,
он щелкает, и радо сердце,
Хмельного пива мне налей,
к шести утра взойдет и солнце.
Тогда обедню запоют,
с березкой при́дут прихожане,
Всю ночь младые пиво пьют,
а я всю ночь стихами занят.
Звенят в округе воробьи,
далеко каркает ворона,
Опрятные стихи мои
мне перед жизнью оборона.
Я пиво пью, пишу стихи
И, благодарный, созерцаю
Сирень. Простятся мне грехи,
с надеждою в кимвал бряцаю.
И от избытка говорят
Во мне душа, и в теле сердце,
И окна там в огне горят,
И полшестого всходит солнце.
И хвалят бога воробьи,
Дыханье птички хвалит Бога,
И образ Троицы стоит
Во храме. Мне туда дорога.
</i>
Одна из немногих сохранившихся записей, к сожалению, не способна
передать полностью тот эффект, который производили на слушателей стихи Охапкина
в авторском чтении. Как писал Сергей Довлатов, Охапкин читал «голосом,
исходящим из двенадцатиперстной кишки», и я помню, как зачарованно умолкала
публика в подвальчике на улице Петра Лаврова, где проходили выступления
неофициальных, как тогда говорили, поэтов, когда стихи читал Охапкин.
Литературовед Андрей Арьев тоже бывал на этих вечерах:
<i>
За садом вспыхнул свет и, падая, погас,
Деревню усыпил свирелью волопас.
И в темной тишине, в тональности адур,
Валторной золотой даль огласил Арктур.
</i>
Вот эти типичные стихи Олега Охапкина, стихи, которые мог
писать человек, который хорошо владеет голосом. Действительно он начинал с
пения в церкви, пел некоторое время и вдруг понял, что пение — это пение чужое,
а ему хотелось петь самому».
<b>
Под куполами Смольного собора
</b>
Разговор о дружбе Бродского и Охапкина продолжает Андрей
Арьев:
«Олег был с ним в очень хороших отношениях. Иосиф его любил и
часто забирался к нему под купол Смольного собора. Все-таки зарабатывать как-то
было нужно, и Олег Охапкин какое-то время работал разнорабочим по строительным
лесам Смольного собора. К нему поднимался наверх Иосиф Бродский, они там о
чем-то говорили, Олег рассказывает, что. За 20 лет до того, как Иосифу
Бродскому была присуждена Нобелевская премия в 87-м году, году в 67-м, под
куполами Смольного собора Олег читал Иосифу свои стихи, и Иосиф ему сказал:
"Ну, лет через двадцать нобелевку получишь". Ровно через 20 лет он
получил ее сам. Олега это восхищало. Действительно, Иосиф очень внимательно к
нему относился. Ему нравился размах Олега, то, что он безудержен был в своей
поэтической речи. Олег прожил жизнь, я бы сказал, романтическую, такого отверженного
поэта, какими бывали разные гении, начиная с Вийона. В общем, это был человек,
который, кроме того, как писать стихи, ничего в жизни не умел и не хотел. Это
была и его защита, и беда, потому что жить как-то приходилось, приходилось то
подрабатывать где-то, то скитаться по знакомым, там обедать, сям обедать,
неизвестно где ужинать, и не всегда ужинать. Это, конечно, истощало его как
человека. Но в духовном отношении он был человеком неистощимым».
✎ Полностью читать http://www.svoboda.org/a/468261.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий