3 янв. 2017 г.

<i><b>
Чисто конкретно московское…
</i></b>

♖☗  ۩ ۩
☗♜♖♜♖
<b>        Anatoly Golovkov

КТО ПО ГУЛКОЙ НОЧНОЙ МОСТОВОЙ
УХОДИЛ УМИРАТЬ ПОД МОСКВОЙ…
</b><i>
Это пока еще апрель 1941 года. Очередь за газировкой на Кузнецком мосту.
Не уверен, что кто-нибудь, кроме детей, дожил до наших дней. Но люди на снимке - точный портрет Москвы предвоенной поры.
И старый интеллигент профессорского вида, и работяга.. . И мальчик в вязаной шапочке – может беженец испанский, а может и наш: тюбетейки были в моде... И дворовая пацанва, которой не хватало на сироп…
А люди справа - совсем не из очереди. Увидев, что снимают, тоже встали в кадр.
Для истории, как говорили тогда. И не видели в этом ничего предосудительного.
Правда, они больше привыкли фотографироваться в ателье, семьями, и по поводу событий значительных. Вот кончился медовый месяц. Вот малышу годик. А вот они все вместе с бабушкой и дедушкой: "Правда, похожи"?
В июне мальчишки повалят в военкомат, начнут приписывать себе возраст. Взрослые примутся гасить "зажигалки" на крышах.
А потом, в июле, запишутся в ополчение.
Кто добровольно, кого загонят силком.
Сначала рыть окопы. Зимой на линию фронта: одна винтовка на пятерых, без касок, в стоптанных туфлях - по грязи со снегом, - против танков.
Обо всём это я думал, глядя, краснея, и так, между прочим, не досмотрев до конца, неудачное кино 2016 года - «28 панфиловцев». Там много кое-чего такого, что вызывает неловкость, ей-богу…
А правда... 75 лет назад - январь 1942 года выдался с невероятными даже для русских морозами. Когда защищать Москву пошли учителя, слесаря, библиотекари, мелкие чиновники… В плохой обуви, казенных телогрейках, без понятия не то что о военном деле, а даже о затворе винтовочном.
О человеческой катастрофе по воле Сталина - то есть, почти поголовной гибели пяти дивизий московского народного ополчения под Вязьмой, лучших людей Москвы, нашего с вами родного города, до сих пор избегают вспоминать...

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий