21 янв. 2017 г.

•ʚįɞ•ʚįɞ<b>  Хрестоматия андеграундной поэзии </b>  ʚįɞ• ʚįɞ•      
<i>
Литературоведы Кирилл Корчагин и Денис Ларионов рассказывают о представителях литературного подполья 1960–80-х годов и их влиянии на современников и сегодняшних молодых поэтов
<b>
Игорь Холин

1920–1999</b>   

Ранняя биография Холина известна в разных вариантах: согласно наиболее распространенному, во время Гражданской войны он попал в детский дом, откуда впоследствии сбежал, и жил беспризорником, пока не оказался в Новороссийске, где поступил в военное училище. В 1940–1946 годах служил в армии и был на действующем фронте (награжден орденом Красной Звезды). За неуставные отношения был отдан под трибунал и оказался в Лианозовской зоне, откуда будущего поэта периодически выпускали, например для посещения районной библиотеки. Одна из сотрудниц библиотеки оказалась женой поэта Евгения Кропивницкого, впоследствии ставшего поэтическим учителем Холина. Тогда же, в конце 1940-х годов, Холин начал писать стихи; в конце 1960-х перешел на прозу. С 1970-х годов и до конца жизни торговал антиквариатом.

Окружение

Ближайшее окружение Холина — поэты лианозовского круга: Евгений Кропив­ницкий, Генрих Сапгир, Ян Сатуновский, Эдуард Лимонов и другие. Особенно близок Холин был с Генрихом Сапгиром — они не только посвящали стихи друг другу, но и часто становились героями стихов друг друга.

Поэтика

Более известны ранние стихи Холина — они могут считаться чистым образцом «барачной» поэзии. Такие стихи представляли собой короткие, полные черного юмора зарисовки из жизни обитателей неблагополучных районов. Их темы были намеренно антипоэтичны: пьянство, супружеские измены, описания неприглядного, бедного быта; часто для того, чтобы усилить шокирующий эффект, Холин использовал классические размеры и строфы (например, соне­ты), напоминающие о возвышенной и богоискательской поэзии Серебряного века (в этом он следовал за Евгением Кропивницким). Со временем стихи Холина становятся более гротескными и схематичными: например, он пишет цикл «космических» стихов, в которых жители далекого будущего ведут себя так же, как обитатели бараков. В поздние годы он пишет стихи, напря­мую отсылающие к опытам русского авангарда, — стихи, написанные в духе конкретной поэзии, построенные на чередованиях одних и тех же слов или на визуальном облике письменного текста.

Влияние

Холин вместе с другими поэтами-лианозовцами стал предшественником той части неофициальной поэзии, которая стремилась стать новым авангардом, — прежде всего московского концептуализма (следы внимательного чтения Хо­лина можно найти, например, у Дмитрия А. Пригова). Также Холина можно назвать одним из родоначальников русского конкретизма 

. Конкретизм был международным движением, и его основатель, немецкий поэт Ойген Гомбрин­гер, говорил о нем так: «Мы должны давать только обнаженные слова, без грамматических связей, без отвлеченных понятий, слова, обозначающие либо конкретные действия, либо конкретный предмет». Кроме Холина яркими образцами русского конкретизма была поэзия Всеволода Некрасова, Михаила Соковнина и отчасти Яна Сатуновского.

Значение

Холин и другие поэты-лианозовцы боролись с «высокой» поэзией в том виде, в каком она существовала в официальной советской печати: с их точки зрения, такая поэзия занималась обслуживанием официальной идеологии. Для того чтобы оживить поэтический язык, они обращались к темам, которые были немыслимы не только в советской печати, но и в поэзии как таковой. Наиболее известные стихи Холина были сосредоточены на изображении неприглядной жизни рабочих поселков (впоследствии они стали известны под именем барачной литературы: именно в бараках жили герои этой поэзии).

Цитата

«В барачном мире Холина огромное количество смертей, и они ни у кого и никогда не вызывают даже лицемерного огорчения — только равнодушие или облегчение. Жизнь враждебна барачному человеку, она давит его непрерывно — магазинными очередями, изнуряющей и бессмысленной работой, коммунальными драками и склоками. И за всем этим проступают еще и образы сильных мира сего: милиция, ревизоры, „комиссии“ — тоже не бог весть какие начальники, но власть их „барачным“ человеком воспринимается как естественная, от века положенная. Барачный мир не способен изменяться».
Владислав Кулаков. «Лианозово. История одной поэтической группы»
Визитная карточка

Стихотворение из цикла «Жители барака» можно назвать типичным примером барачной поэзии: здесь описывается неприглядный, «антипоэтичный» быт, но в то же время используется размер классической поэзии, подчеркивающий внутренний разлад, что свойственен этому миру.

* * *
Заборы. Помойки. Афиши. Рекламы.
Сараи — могилы различного хлама.
Синеет небес голубых глубина.
Квартиры. В квартирах уют, тишина.
Зеркальные шкапы. Комоды. Диваны.
В обоях клопы. На столах тараканы.
Висят абажуры. Тускнеют плафоны.
Лежат на постелях ленивые жены.
Мужчины на службе. На кухнях старухи.
И вертятся всюду назойливо мухи.

В стихотворении из «космического» цикла тот же самый быт гротескным образом переносится в далекое будущее.

* * *
1958 век
Человек
Бог
Иванов
В возрасте 175 лет
Представителями всех планет
Избран
Президентом Галактики
Народ восхищен
Новизной
Его политики
Он
Приказал уничтожить
Созвездие Скорпиона
Кому-то объявил войну
Министра внутренних дел
Отстранил от дел
За слабость к вину

Что читать

Игорь Холин в антологии «Неофициальная поэзия»
Владислав Кулаков. Лианозово. История одной поэтической группы.// Владислав Кулаков. Поэзия как факт. М., 1999
Алексей Конаков. Песня о Холине // Colta.ru. 17 июня 2014 года
Александра Володина. Поэтика «общего места» и проблема поэтической субъективности: поэзия И. Холина // Труды русской антропологической школы. Т. 12. 2013
</i>

&emsp;  &emsp;&emsp;  •ʚįɞ•ʚįɞ

Комментариев нет:

Отправить комментарий