26 янв. 2017 г.

•ʚįɞ•ʚįɞ<b>  Хрестоматия андеграундной поэзии </b>  ʚįɞ• ʚįɞ•      
<i>
Литературоведы Кирилл Корчагин и Денис Ларионов рассказывают о представителях литературного подполья 1960–80-х годов и их влиянии на современников и сегодняшних молодых поэтов
<b>
Виктор Кривулин

1944–2001
</b>   
Окончил филологический факультет Ленинградского университета, защитил диплом по творчеству Иннокентия Анненского. Жил в Ленинграде, активно участвовал в жизни неофициальной литературы (выступал на домашних семинарах, публиковал многочисленные эссе и статьи в самиздате). Выпускал толстый самиздатский журнал «37» (1976–1981). Стал первым лауреатом премии Андрея Белого (1978). После распада Советского Союза вел обширную общественную деятельность, пытался баллотироваться в Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Окружение

Кривулин был одной из ключевых фигур ленинградской неофициальной культуры, вокруг него собиралось большое количество близких ему поэтов, а впоследствии — учеников. Наиболее близкие поэты-ровесники — Елена Шварц, Сергей Стратановский и отчасти Александр Миронов. Кривулин принимал большое участие в судьбе Василия Филиппова — поэта, проведшего большую часть жизни в психиатрической клинике, чьи стихи 1980-х годов, своеобразные психоделические хроники неофициального Ленинграда, стали привлекать большое внимание уже в 2000-е годы. В 1980-е годы активно участвовал в «Клубе-81» — организации, объединявшей многих андеграундных литераторов Ленинграда.

Поэтика

Среди подпольных поэтов Кривулин, видимо, первым пришел к историче­ской тематике: ревизия истории со всеми ее страшными и мрачными эпизо­дами, с борьбой за свободу, которая оборачивалась террором и массовыми смертями, — центральная тема его поэзии. В первую очередь его интересовало, какое участие поэты и писатели прошлого приняли в создании страшного мира ХХ века. Именно поэтому для Кривулина было важно представление о коллек­тивном «мы» и его ответственности за прошлое и настоящее — черта, редкая у неофициальных поэтов. В то же время он, по крайней мере до 1990-х годов, оставался в рамках формального репертуара поэзии Серебряного века с ее сложными строфами и классическими размерами, а также насыщал стихи мифологическими и культурологическими мотивами, стремясь вернуть в неофициальную поэзию плотность отсылок и аллюзий, характерную для поэтической классики начала столетия.

Влияние

Прямое воздействие поэзии Кривулина на современников было связано с тем особым видом нонконформистской «культурологической» поэзии, которую он развивал и которая противостояла бесконфликтной поэзии Александра Кушнера, также сосредоточенной на темах культуры. Таким образом, практически все более поздние попытки продолжать традиции русского модернизма (от Валерия Шубинского до Аллы Горбуновой) так или иначе связаны с именем Кривулина. Его влияние распространялось и за пределы Ленинграда: так, историософская лирика Виталия Пуханова, построенная на переосмыслении культуры через призму катастрофической истории ХХ века, во многом развивается под знаменем этой поэзии, как и поэзия Станислава Львовского, в каких-то аспектах оказывающаяся ближе другому поэту неофициального Ленинграда — Сергею Стратановскому.

Значение

Кривулин имел большое влияние как идеолог неофициальной литературы: он настаивал на том, что разрыв между официальными и неподцензурными литераторами невозможно устранить, а сама неофициальная литература при этом должна считаться прямой наследницей литературы Серебряного века. Эта программа оказалась очень влиятельной, и в той или иной мере ей следовала почти вся ленинградская неофициальная культура.

Цитата

«…У Виктора Кривулина нет традиционного для русской литературы от Пушкина до Валентина Распутина обреченного „маленького человека“, — человек всегда внутренне свободен и способен совершать выбор: либо занять позицию „постороннего“, обойти стороной проблемы своего века, сознательно стать „маленьким человеком“, либо ответить на „зов возвышенной флейты“ — на императив истории. Раскол мира на „высокий“ и „низкий“, на мир приватных забот и „глобальных проблем“ современник призван преодолевать своим личным решением».
Борис Иванов. «Виктор Кривулин — поэт российского Ренессанса»
Визитная карточка

«Вопрос к Тютчеву» — программное стихотворение Кривулина. По свидетель­ству писателя Бориса Иванова, оно посвящено памяти Леонида Аронзона, ушедшего из жизни незадолго до того, как стихотворение было написано, и утверждает новый культурный проект внутри неофициальной литературы — проект преемственности по отношению к поэтам досоветского прошлого. В эссе «Охота на мамонта» Кривулин пишет: «Я, подобно многим моим сверстникам по ленинградскому Дому, чувствовал себя законным наследником тех, кого наши отцы лишили „места на жизненном пиру“». Именно эта необходимость восстановить непрерывность истории находится в центре внимания «Вопроса к Тютчеву».

Вопрос к Тютчеву

Я Тютчева спрошу, в какое море гонит
обломки льда советский календарь,
и если время — божья тварь,
то почему слезы́ хрустальной не проронит?
И почему от страха и стыда
темнеет большеглазая вода,
тускнеют очи на иконе?

Пред миром неживым в растерянности, в смуте,
в духовном омуте, как рыба безголос,
ты — взгляд ослепшего от слез,
с тяжелым блеском, тяжелее ртути…
Я Тютчева спрошу, но мысленно, тайком —
каким сказать небесным языком
об умирающей минуте?

Мы время отпоем и высохшее тельце
накроем бережно нежнейшей пеленой…
Родства к истории родной
не отрекайся, милый, не надейся,
что бред веков и тусклый плен мину́т
тебя минует — веришь ли, вернут
добро исконному владельцу.

И полчища тене́й из прожитого всуе
заполнят улицы и комнаты битком…
И — Чем дышать? — у Тютчева спрошу я,
и сожалеть о ком?

Ноябрь 1970 года

Что читать

Виктор Кривулин на сайте «Вавилон»
Александр Житенёв. Виктор Кривулин как теоретик «неофициальной» культуры (1976–1984) // TextOnly.ru. № 41. 2014
Михаил Берг. Кривулин и Пригов // Звезда. № 10. 2011
Марко Саббатини. Стихотворение Виктора Кривулина «Что рифмовалось» (1990) — рефлексия кризиса неофициальной культуры // Новое литературное обозрение. № 83. 2007
Борис Иванов. Виктор Кривулин — поэт российского Ренессанса (1944–2001) // Новое литературное обозрение. № 68. 2004
</i>

&emsp;  &emsp;&emsp•ʚįɞ•ʚįɞ

Комментариев нет:

Отправить комментарий