29 янв. 2017 г.

° ° ˛˚˛ * _Π_____*
˚ ˛ •˛•˚ */______/~˚ ˚
˚ ˛ •˛• ˚ 田田            &emsp; &emsp; <b> Истории из истории</b>

<u>Проект Маши Слоним</u>

<i> <b> Марина Собе-Панек

Неслучайные случайности

</b>
В истории любого случайного открытия, случайность, как правило, самое последнее звено цепочки, состоящей из долгого упорного труда, многолетних исследований предшественников, череды собственных изысканий и т. д. и т. п. Но иногда бывает, что для какого-нибудь случайного открытия достаточно умения… уговаривать. 

В тот день у Стефани Кволек — химика-исследователя корпорации Dupont — вместо прозрачного и густого раствора полиарамида получилась какая-то мутная жижа, похожая на самогон. Инженер-прядильщик категорически отказался заливать эту гадость в машину. Он боялся, что засорятся фильеры.

Фильеры — это такие специальные очень прочные формы с крохотными отверстиями, через которые продавливают различные пластические вещества: пластмассу, стекло, полимеры. В корпорации Dupont тогда пытались разработать прочные и легкие полимерные нити, которые могли бы заменить тяжелый стальной корд в автомобильных шинах. Группа Стефани Кволек как раз и занималась поисками подходящего волокна.

Так вот, в тот день Стефани подобрала для капризного полиарамида, который никак не хотел нормально плавиться, какой-то не тот растворитель. И получила мутно-опалесцирующее (то есть, непрозрачное) черти что. Но ей все-таки удалось уговорить инженера-прядильщика рискнуть машиной — в нарушение всех норм, правил и здравого смысла.

Ко всеобщему удивлению нить вытянулась прекрасно и была очень прочной. Пряжу отправили на тестирование. Но когда Стефани Кволек увидела результаты этого тестирования, она удивилась еще больше: прочность материала была настолько высокой, что в эти цифры невозможно было поверить. Кволек даже решила, что прибор сломался. Однако повторное исследование подтвердило феноменальные свойства материала. По прочности на разрыв он в несколько раз превосходил сталь!

Так в 1964 году совершенно случайно был изобретен кевлар. Через десять лет этот материал был выпущен на рынок. Сегодня его используют в изготовлении тросов и парусов, кузовов автомобилей и катеров, фюзеляжей самолетов и деталей космических кораблей. Но главное применение кевлара — это пуленепробиваемые жилеты и костюмы пожарных.

P. S. В истории этого изобретения есть еще одна случайность. Стефани Кволек вообще не собиралась становиться химиком! В юности она мечтала о карьере модельера, потом хотела стать врачом. Учеба в Технологическом институте Карнеги по специальности «химия» была лишь промежуточным этапом на пути Стефани к мечте. И в корпорацию Dupont она пришла лишь для того, чтобы накопить денег на медицинское образование.

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий