<i><b>
▒ Макс Кюсс
Лев Кудрявцев — Сожженный живым в гестапо
</i></b>
✠ ✧ • ✧ • ✧ ✠ ✧ • ✧ • ✧ ✠ ✧ • ✧ • ✧ ✠ ✧ • ✧ • ✧ ✠ ✧ • ✧ • ✧ ✠
<i>
<b> М.А.
Кюсс
1874-1942
</b>
Это случилось в роковом 1942 году, во время Великой
Отечественной войны. Одесса была оккупирована немецко-фашистскими и румынскими
войсками. Город и область были включены захватчиками в состав так называемой
Транснистрии. На ее территории установили жестокий режим, чтобы сломить
сопротивление патриотов и населения.
Многие жители остались в оккупации, не сумели вовремя
покинуть свои обжитые дома и усадьбы. В Одессе находился в то время известный
композитор и дирижер Макс Кюсс.
Один из высших членов СС, прослышав о нем, как о талантливом
и прекрасном музыканте, приказал явиться к нему немедленно. Гестаповец
потребовал от Кюсса, чтобы он исполнил на фортепиано мелодию нацистского гимна
«Хорст вессель». Одессит понимал, что отказаться от этого было рискованно, и
согласился.
Но перед фашистами прозвучала мелодия в минорном тоне,
которая была принята всеми и теми, кто не имел слуха, не разбирался совсем в
музыке, как издевательство над нацистами. После этого, тот же гестаповец,
приказал отправить Макса Кюсса в каменоломню, и заживо сжечь непокорного
музыканта. Так трагически завершилась жизнь мужественного и гордого патриота
Украины. Это повествование не столько о трагической смерти нашего героя,
сколько о его сильном увлечении интересной женщиной и о создании знаменитого
вальса «Амурские волны».
Макс Авельевич Кюсс родился в 1874 г., в Одессе, в бедной
семье. Музыкальные способности проявились рано. Мальчик учился у частного
педагога. Первым инструментом была скрипка, освоил кларнет, а потом и
фортепиано. Он поступил в музыкальное училище, которое вынужден был покинуть,
так как у родителей на учебу не было средств.
Но ему повезло: его приняли в состав духового оркестра, а
вскоре он становится его дирижером. В это время Макс увлекается композицией и
сочиняет свой первый вальс «Грезы любви».
Видимо из материальных побуждений, он рано женился на дочери
местного богатого фабриканта. Однако брак оказался неудачным. Его призывают в
армию и назначают капельмейстером в войсковую часть во Владивостоке. Поезд на
восток отходил тогда из Петербурга, и он отправился туда из Одессы. По пути, во
время остановки в Киеве, восхищался местными храмами, памятниками, величавым
Днепром, златоглавой Лаврой. Ему
предстояла впереди долгая дорога.
Войдя в купе, сразу обратил внимание на очаровательную
женщину средних лет с удивительными глазами цвета морской волны. Состоялось
знакомство. Вера Яковлевна возвращалась в свою семью, к месту службы мужа,
полковника русской армии на Дальнем Востоке. Обстановка благоприятствовала их
сближению. Сильное влечение стало взаимным. Эта встреча, скорее всего, похожа
на красивую легенду. Проезжая полноводный, могучий Амур, в сознании Макса
возникла неуловимая, чарующая, плавная мелодия, которая звучала все сильнее и,
наконец, полностью охватила его душу — появился прекрасный вальс. Однако
надежды на счастливый конец рухнули. Прибыв во Владивосток, они вынуждены были
расстаться.
Однажды вечером в Городском офицерском собрании состоялся
бал, на котором они встретились вновь. И Макс Кюсс, в присутствии всех громко
объявил, что посвящает Вере Кирилленко написанный им вальс «Волны Амурского
залива». Все были в восторге, закружившись под звуки романтической, прекрасной
мелодии. И только муж Веры Николаевны был потрясен, но не музыкой, а тем, что
скрывалось за ней. Он, вместе с женой, поспешил покинуть собрание. Наступил
1903 год. М. Кюсс руководит военным оркестром, выступает с ним перед воинами и
публикой. Вальс принес ему популярность и широкую известность. Эта мелодия
имела в то время необычайный успех, часто звучала на концертах и встречах под
новым названием «Амурские волны».
В русско-японскую войну этот вальс был подхвачен военными
оркестрами армий, сражавшихся в Северо-Восточном Китае, Корее, в Приморской
армии и на флоте. Можно с гордостью сказать, что музыка одессита Макса Кюсса
всюду сопровождала воинов на войне.
После ее окончания и заключения позорного мира, в Одессу на
пароходе «Малайя» были доставлены моряки эскадры, сражавшейся с японцами в
Цусимском проливе. Город торжественно встретил героев: триумфальные арки с
гирляндами, артиллерийский салют, почетный строй солдат, торжественный обед,
георгиевские кресты, благословение митрополита. Но, как нам видится, главное
то, что встреча проходила под звуки знаменитого вальса, ставшего для всех
близким и дорогим. Какова же дальнейшая судьба Макса Кюсса? В Первую мировую
войну он служил капельмейстером в Донской казачьей дивизии, в отдельном
батальоне Георгиевских кавалеров. После революции работал в армейских
оркестрах.
Потом Кюсс уволился со службы и вернулся в родную Одессу
навсегда. Там продолжал работать с оркестрами в качестве дирижера и писал
музыкальные произведения, среди которых: вальсы «Сердце востока», «Королева
экрана», «Мои грезы», «Грустные думы», мелодии к танцу «Дирижабль», к полковым
маршам, а также танго «Ночь в Бразилии». Композитор сочинил и «Похоронный
марш». Считали, что написал его для себя, но, однако, он не знал, какая ожидала
его страшная судьба в дальнейшем. А всего им написано почти 300 композиций.
В 1922-1941 гг. жил на Екатеринской улице, в доме №2, откуда
был виден памятник генерал-губернатору Новороссии Дюку де Ришелье. С 1927г. М.
Кюсс преподавал в военно-музыкальной школе в родном городе. Способствовал
развитию музыкальной культуры в Одессе и на Украине, готовил профессиональные
кадры военных музыкантов и дирижеров для армии и милиции. На своих концертах
пропагандировал национальную музыку, народные песни и марши. Он не вошел в
состав Ассоциации пролетарских музыкантов Украины, а тем более не был избран в
Союз композиторов.
Макс Авельевич был человеком скромным, приветливым и
внимательным ко всем. Кстати, в Одессе функционирует музей МВД (ул. Еврейская,
14), где на витрине представлены материалы о его жизни и деятельности.
В конце 1940 г. поэты К. Васильев и С. Попов написали к
вальсу «Амурские волны» стихи. Обработку для голоса к фортепиано выполнили В.
Румянцев и В. Соколов. В 1952 г. вальс был записан на радио и прозвучал на всю
страну. А через два года Московский хор молодежи и студентов исполнил его на
Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште.
Он вошел в историю первого космического полета. В музее
истории космонавтики им. Циолковского в Москве, в бортовом журнале первого
космонавта Ю. Гагарина, сбереглась запись: „…Самочувствие хорошее. Слышу
„Амурские волны».
На этом можно и закончить повествование про Макса Кюсса,
талантливого и мужественного одессита, патриота страны, который только однажды
по настоящему был счастлив в своей жизни и творческий путь которого закончился
так жестоко.
Помните: «Плавно Амур свои волны несет, ветер сибирский им
песню поет…»
И еще не одно поколение будет любить, исполнять и слушать
этот чудесный, незабываемый, вечный вальс.
В конце этой статьи сообщаем, что в начале октября 2011 г.,
в Одессе на Екатерининской улице знаменитому музыканту открыли памятник.
</i>
✠
✠ ✠
Комментариев нет:
Отправить комментарий